ТАК ПРИРОДА ЗАХОТЕЛА

Общеизвестно, что мужчины не любят ходить по магазинам. Стоит женщине затащить своего партнера на шопинг, как он вскоре теряет интерес к разложенным вокруг товарам и начинает посматривать на выход.

И ведь какая досада: вокруг столько интересного. Женщина еще даже толком не осмотрелась, еще не обошла все закоулки, не пощупала ткани, не приценилась. Она оскорблена до глубины души. Ну, конечно, он это делает нарочно! Особенно обидно, если вы находитесь в каком-нибудь всемирно известном универмаге, вроде лондонского "Хэрродса", куда даже британцы попадают нечасто. Не случайно многие совместные походы за покупками нередко кончаются семейными ссорами и взаимными оскорблениями.
Хочу заверить представительниц слабого пола, что мужчины ведут себя так вовсе не из вредности, а... по зову природы. Да, да, не удивляйтесь. Как только что выяснили британские ученые, поведение мужчин и женщин в магазинах объясняется различными генетическими кодами полов. Социологи обнаружили, что причины столь разительного контраста полов в отношении к шопингу уходят корнями во "врожденные поведенческие различия". Мужчины по своей природе - охотники. Они идут в магазин, чтобы "убить заранее намеченную жертву" и унести ее в виде добычи. Смысл шопинга для них состоит в том, чтобы отыскать нужную вещь и завладеть ею. Причем чем быстрее, тем лучше.
А вот женщин, говорит доктор Тим Денисон, Бог создал собирательницами. Они идут в магазин как по грибы, терпеливо отыскивая на развалах самое интересное. Именно поиск доставляет им наибольшее удовольствие. Поэтому женщины готовы часами бродить между прилавками, разглядывая и примеряя все, что в данную секунду им кажется симпатичным. Конечно, не все мужчины - охотники и не все женщины - собирательницы. Но ученые из университета британского города Экзетер, проводившие свое исследование по заказу банка "Барклей", подсчитали, что 70% мужчин, попадая в универмаг, превращаются в охотников, а 80% женщин - в собирательниц.
Авторы исследования выяснили, что максимальное время, которое мужчина может посвятить шопингу, - 72 минуты, в то время как женщины готовы находиться в универмаге в среднем около 2 часов. Интересно, что женский стиль шопинга выгоднее мужского. Исследование показало, что, определив предмет покупки, мужчины не особенно заботятся о его цене. Женщина же, выбравшая себе красивую блузочку, обязательно поинтересуется, нельзя ли купить что-то подобное подешевле.
- Стиль "бей и хватай", используемый мужчинами, прост и эффективен, но при этом не всегда дешев, - считает руководитель исследований Тим Денисон. - Женщины же демонстрируют куда более сложное поведение и почти наверняка платят за покупку меньше.
Прокомментировать выводы ученых я попросил директора открывшегося недавно в Бирмингеме супермодного универмага "Селфриджес" Сару Халсалл.
- Многолетние наблюдения, проводимые в нашем флагмане - универмаге "Селфриджес" на знаменитой лондонской торговой улице Оксфорд-стрит, показывают, что ученые правильно уловили тенденции в настроениях покупателей, - сказала мисс Халсалл. - Они не только по-разному покупают, но и совершенно по-разному ведут себя в магазине. Мужчины, зайдя в универмаг, сразу выясняют, где находится интересующий их отдел, и идут туда, как правило, не оглядываясь по сторонам. Женщины же смотрят все, даже то, что им может быть, в данный момент совершенно не нужно. Между прочим, они не прочь посидеть в кафе внутри магазина, выпить кофе, полакомиться сладостями или даже пообедать, а потом снова обойти наиболее заинтересовавшие их прилавки.
Специфика поведения сильного и слабого пола была, по словам мисс Халсалл, учтена при планировании бирмингемского филиала "Селфриджес". Мужской отдел решено было расположить на первом этаже здания рядом с продуктовым. Детский и молодежный отделы - на втором, а женский - на третьем. Там же находятся кафе и ресторан, которые заполнены в любое время дня. Кстати, по наблюдению мисс Халсалл, в магазине женщины чувствуют себя намного комфортнее в компании сестры, взрослой дочери или подруги, нежели мужа.
За первые две недели работы магазин в четыре раза превысил предполагаемые цифры продаж и, по мнению директора, в определенной степени благодаря такой планировке.
Что ж, забота продавцов об увеличении доходов понятна, но надо ли потакать запросам тех, для кого шопинг не просто покупка, а вожделенный процесс, приносящий порой почти сексуальное наслаждение? Этим вопросом задались составители специального доклада, подготовленного по просьбе британского правительства. Доклад, который называется "Политика разумного потребления", утверждает, что охватившая страну "покупательская лихорадка" весьма негативно сказывается на положении британцев.
Безудержная мания приобретения одежды, обуви, электроаппаратуры, предметов для дома и других потребительских товаров привела, с одной стороны, к тому, что многие семьи глубоко завязли в долгах и находятся в состоянии финансового кризиса, с другой - к тому, что дома и квартиры британцев буквально завалены вещами, которые в действительности им совсем не нужны или не очень нужны. Доклад также приходит к выводу, что шопинг вовсе не снимает стресс, как казалось раньше, а, наоборот, усугубляет его. Наличие огромного количества добротных вещей, которые не по карману среднему классу, вызывает раздражение и в конечном итоге только ухудшает состояние человека, испытывающего дискомфорт в повседневной жизни. "Растущее количество новейших исследований показывает, - говорится в докладе, - что увлечение шопингом не приносит людям ни психологического, ни морального удовлетворения. Зато те, кто покупает только необходимые вещи и не тратит многие часы в универмагах, по статистике, чувствуют себя значительно увереннее".