Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано при самом обретении Креста в Иерусалимской Церкви, т. е. в IV в.

Византийский император Константин Великий сделал прежде гонимое римскими императорами христианство государственной религией империи. Вскоре после этого мать Константина — Елена — отправилась в Иерусалим с целью обрести величайшую святыню христиан — Крест, на котором страдал и умер Спаситель.

Узнать место нахождения крестов, на которых были распяты Иисус и два страдавших вместе с ним разбойника, святая Елена смогла только после долгих поисков. Крестная смерть считалась в евангельские времена величайшим позором, и после свершения казни кресты, как правило, зарывались в землю.

Когда святая Елена обнаружила три креста, то внешне они совершенно не отличались друг от друга. Истинный Крест Господень удалось определить по тому, что от святыни сразу же стали происходить чудеса. Так, недалеко от места раскопок проходила погребальная процессия, и при возложении на умершего Креста Господня мертвец ожил.

А то обстоятельство, что с этим праздником было вскоре (в 335 г.) соединено освящение великолепного, построенного Константином Великим на месте самого обретения Креста, храма Воскресения, сделало с самого начала здесь этот праздник одним из самых торжественных в году. Западная паломница в Иерусалим конца IV в. Сильвия так описывает эти два неразрывных праздника в св. граде. "Днем обновлений зовется то время, когда святая церковь, что на Голгофе, которую зовут Мартириумом, посвящена Богу; и святая церковь, что в Воскресении, т. е. на том месте, где Господь воскрес после страданий, и она посвящена в этот день Богу. Обновление этих святых церквей празднуется с величайшей честью потому, что в этот день обретен Крест Господень. Поэтому и было так устроено, что день первого освящения вышеназванных церквей был тот день, когда обретен Крест Господень, чтобы все вместе праздновалось в один и тот же день со всей радостью.... И что говорить много? Тот, кто не будет участвовать в столь великом торжестве в эти дни, полагает, что он впал в величайший грех, если только не будет какой-нибудь препятствующей необходимости, которая удерживает человека от благого намерения".

Воздвижение на селе было связано с окончанием работ в поле и на огородах. Заготавливалась на зиму капуста и другие овощи. В этот день совершались крестные ходы и служились молебны о будущем уро-жае, исцелении больных и т. п., так как наши предки свято верили в исцеляющую, помогающую, благодатную силу креста.

Бытовало в народном быту еще одно поверье: на праздник Воздвижения "гады и другие пресмыкающиеся животные уходят в какие-то неведомые теплые страны", которые называли ирьем, вырием или вираем (с Воздвижения змеи, свившись клубками, впадают в спячку). Туда же улетают и ласточки. Считали в народе, что на Воздвижение нельзя ходить в лес, так как тогда ужи в вырий идут. Но если на Воздвижение змея кого-то ужалит, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в холодные дни. И еще заметили (ив это верили) наши древние земледельцы, что первой в обетованную теплую страну улетает - и последней возвращается оттуда - кукушка. Поэтому называли ее ключницей Вирая.