ПОД ЗНАМЕНЕМ ГЛАМУРА

Когда-то словечко "гламур" не встречалось даже в словарях иностранных слов. Точного определения до сих пор не знаю, но понимаю, что гламурно - это когда очень модно и дорого. Из газет и глянцевых журналов, теле- и радиоэфира слово смело шагнуло в литературу. А символом и местом прописки российского гламура стала Рублевка и ее обитатели.

РОЗОВЫЙ ПЯТАЧОК И СЕКСУАЛЬНЫЙ ХВОСТИК
Рублевской писательницей N 1 считается Оксана Робски, чей дебютный роман "Casual" о трудной жизни российской элиты сразу стал бестселлером. После латиноамериканских сериалов про плачущих богатых народ жаждал правды о подноготной мира наших политиков и олигархов. Робски познакомила читателя с кругом "рублевских жен", чьей участи не позавидуешь: свой бизнес, бриллианты и путешествия на Гоа - ничто перед изменами мужей, бытовым алкоголизмом и кокаиновой зависимостью. Но со временем тема утратила новизну. После третьей книжки Робски "Жизнь заново" стало окончательно ясно: она не писательница, а бытописательница.
"Жизнь заново" - сборник рассказов, печатавшихся в глянцевых журналах. Может быть, на фоне репортажей с Каннского фестиваля или рекламы элитной косметики они и казались вполне литературными, но к книге требования другие. Пусть отзывы на обложке и уверяют, что перед нами серьезный литературный психоанализ - ничего подобного здесь нет.
В плане "психологии" забавен разве что рассказ "Семь цифр подряд". Валентина хочет познакомиться с "голубоглазым миллионером" и отправляет sms "Привет, дорогая. Я потрясающе провела эту ночь. Хочешь расскажу?" на телефонный номер из семи одинаковых цифр. Она надеется, что неизвестный собеседник втянется в игру. А "за такой модный номер... люди платят деньги. Значит, его обладатель будет каким-нибудь... кем надо". Все заканчивается свиданием, на которое приходит не желанный "принц", а его шофер: босс на время оставил ему телефон - вот он и отвечал. Валентина снова отправляет то же sms на тот же номер. Теперь ей пишет сам "голубоглазый миллионер", и его первый ответ совпадает с шоферским: "Хочу"...
Все остальное - барышня, пытающаяся сменить гламурное житье на деревенскую романтику; рассуждения о марках авто ("Я бы назвала женским автомобилем "Фольксваген"-жук. Когда в него села в первый раз, я почувствовала себя абсолютной Барби..."), педагогические открытия ("Деньги детям давать надо. Но когда, сколько и зачем, могут знать только родители"), и т.д. - к литературе относятся условно. Даже обращение к миру животных (ряд историй рассказан от имени мини-свинки) положения не спасает. Хотя из свинкиных уст звучит определение гламура: "пятачок, розовый цвет, сексуальный хвостик и ошейник Svarovsky. И живу я на Рублевке".
РУБЛЕВКА БЕЗ РОБСКИ
После писательницы N 1, застолбившей золотую рублевскую жилу, попытки других авторов высказаться на эту тему воспринимаются несколько скептически. Такое чувство я испытывала, открывая сборник Марии Тимофеевой-Рисовской "Заморочки по-рублевски", в который вошли рассказы "Мотя", "Софочка", "Лилька", "Птицы" и повесть "Сашенька".
Персонажи вроде бы похожи на героев Робски - например, девушка с Рублевки Даша, подруга "большого человека". Она "проживала в красивом трехэтажном доме, стоявшем на участке в двадцать соток", "владела маленькой строительной фирмой, маленьким салоном красоты... пробовала себя в роли телеведущей, немного училась рисовать, писала стихи и немного - прозу, занималась верховой ездой и немного - фэн-шуем..." И свинка имеется: ее "удочерила" бездетная чета миллионеров. Деревенская баба Лиза "сосватала" свою свинью-лилипутку зятю Петьке и дочери Норе (исходно - Нюре):
"- Че-че? - изумилась Нюра, то бишь Нора, забыв про гламурность. - Нам только свиньи не хватало!
- Ну да, дети малые у нас уже есть, - мрачно констатировал Петька.
Это был запрещенный прием.
Детей у них не было и быть не могло. Слишком тернист был путь Норы к удачному замужеству на Рублевке.
Ее глаза технично наполнились слезами.
Далее по сценарию следовало заломить руки и с плачем Ярославны бежать в чисто поле".
Так что сходство с "Рублевкой по-Робски" только внешнее: книгу отличает и чувство юмора, и та самая "психология" (автор, кстати, по образованию философ и занималась социальной психологией).
ДАЧНОЕ РУКОДЕЛИЕ
В последнее время модно употреблять в словах и заголовках приставку "анти": "антигламур", "ANTICASUAL..." и т.д. Не избежала общей участи и "знаковая фигура отечественного шоу-бизнеса" Мила Мичева, которая теперь "предпочитает ухаживать за цветами, копаться на дачном участке, вязать подругам свитера и..." Видимо, писательство для Милы стоит в одном ряду с рукоделием и огородничеством. Не знаю, как дачные урожаи, но результат литературных опытов - книга "ANTI/ФАБРИКА. Flirt-Time. Анатомия одного реалити-шоу, или История про живых людей" - удручающий.
Сюжет: московские студенты из провинции Света и Кирилл становятся героями реалити-шоу "Flirt-Time". Не зная друг о друге, они должны найти себе пару и получить 50 тысяч долларов. Разоблачить звериный оскал мира ТВ призваны выделенные жирным шрифтом фразы: "Это шоу-бизнес, детка!" или "Однажды вкусив телевизионной славы, трудно отказаться от ее плодов"... Для 50 тысяч долларов Кирилл и Света слишком наивны. После душевных мытарств они все-таки встретились в мегаполисе и "шагнули навстречу друг к другу". Сплошные банальности, бледный язык, персонажи-штампы (алчные продюсеры, циничные режиссеры и т.д.)... Даже для любительского рукоделия "не катит".
Читая подобные книги, снова убеждаешься: в литературе важнее не что, а как. Толстой в "Войне и мире" тоже описывал быт и нравы высшего общества - считать ли его в таком случае гламурным писателем?
Благодарим за предоставленные книги торговый дом книги "Москва" (ул. Тверская, 8).