04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

АЛЕКСАНДР ХОВАНСКИХ: ВЧЕРА - ФАНТАСТИКА, СЕГОДНЯ - РЕАЛЬНОСТЬ

Юдина Людмила
Опубликовано 01:01 27 Октября 2000г.
Порой мне казалось, что я присутствую не на научном конгрессе с длинным названием "Высокие технологии для газовой, нефтяной промышленности, энергетики и связи", а на симпозиуме писателей-фантастов. Темы, обсуждаемые здесь, и предлагаемые научно-технические решения порой выходили за рамки обычной логики и здравого смысла. "Это все серьезно?" - спросила я одного из участников форума, президента Санкт-Петербургского научно-технологического центра Российской академии технологических наук Александра ХОВАНСКИХ. Он не удивился.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ СОБЕСЕДНИКА
Александр Хованских, академик Российской академии технологических наук, профессор. Заслуженный деятель науки России. Лауреат премии Совета Министров СССР.
Закончил Ленинградский государственный институт авиационного приборостроения (сегодня - Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения), Ленинградский государственный университет по специальности "биофизика". Заведует лабораторией биохимии и фармакологии института эволюционной физиологии и биохимии РАН. Автор ряда изобретений, монографий и научных работ.
- То, что вам кажется фантастикой, как раз и называется высокими технологиями, - пояснил Александр Егорович.- Я сам услышал здесь много интересного. Очень рад, что и наши, санкт-петербургские, ученые смогли предложить довольно смелые идеи и наработки.
- Расскажите хотя бы о некоторых из них.
- С удовольствием. Тем более что ряд наших разработок заинтересовал инвесторов. А значит, появилась возможность скорее внедрить их в практику. Вы знаете, раньше добиться инвестиций было практически невозможно. Хотя профессионалы понимали, что, используя наши открытия, можно получить большой экономический и социальный эффект не только в ресурсодобывающих отраслях и энергетике, но и во всех сферах человеческой жизни. Все наши предложения продиктованы особенностями деятельности и условиями проживания газовиков и нефтяников. Работа у них, сами понимаете, не из легких. Ну что такое месяцами жить на Крайнем Севере?
- Да там и несколько дней протянуть тяжело. Недостаток кислорода вызывает сонливость. А ведь в таком состоянии еще и работать надо...
- Как заведующий лабораторией биохимии и фармакологии, я занимался изобретением препаратов для лечения подобных состояний. Нашим самочувствием на данный момент управляют биогенные амины, которые находятся в мозге. Если их количество по каким-либо причинам увеличивается, переходит определенную грань, человек становится агрессивным, раздражительным. Когда же количество биогенных аминов уменьшается, наступает депрессия, уныние... Но если человеку ввести определенную дозу изобретенного нами препарата - его состояние выходит на нормальный уровень.
- А от него нет наркотической зависимости?
- Нет.
- Почему же он не применяется?
- Для внедрения научных разработок в производство нужны средства. А у науки с этим всегда были проблемы. Правда, некоторые мои препараты широко используются, за отдельные я получил правительственные премии. Но дело не в этом: далеко не всегда даже самые необходимые разработки своевременно используются на практике.
- Таков удел всех научных открытий?
- На десятом международном конгрессе, состоявшемся недавно в Москве, некоторыми нашими предложениями заинтересовались инвесторы. Это в первую очередь компания "Ямалгазинвест", которую возглавляет Леонид Чугунов. Как известно, на Ямале добывается 90 процентов всего российского газа. Отсюда начинают свой путь крупнейшие проекты века: газопроводы "Ямал - Европа" и "Голубой поток". Здесь же берет начало вся Единая система газоснабжения (ЕСГ) России. Сегодня для газовиков, как, впрочем, и для нефтяников, одна из самых серьезных проблем - замена и эксплуатация трубопроводного транспорта.
- Эта тема уже набила оскомину...
- Правда? А техногенные катастрофы вас не пугают? Ученых они очень беспокоят. Поэтому сегодня в число приоритетных вопросов входит получение новых композиционных материалов. Это одно из интереснейших направлений в науке. В Санкт-Петербурге есть хорошие специалисты в данной сфере. Военные инженеры под руководством академика Бориса Петракова, разработали новые материалы для постройки военных аэродромов. Они по сравнению с бетоном обладают более высокой эластичностью и прочностью. Эти композиционные материалы можно эффективно использовать и для обустройства новых месторождений и прокладки трубопроводов. Знаете, сколько стоит строительство одного километра магистрального газопровода?
- Примерно миллион долларов.
- Совершенно верно. Применение композиционных материалов удешевляет себестоимость транспортной системы и служит значительно дольше. Эти материалы обладают теплоспособностью, звуконепроницаемостью и легкостью. Они не ржавеют, что очень важно для новых строительных технологий.
Сегодня мы должны признать: время чугунных и стальных труб уходит в прошлое, наступает эпоха совершенно новых материалов.
- Наряду с этим говорят, что магистральные трубопроводы не всегда экономически оправданы и в некоторых случаях выгоднее возить нефть - танкерами, а газ - метановозами.
- Безусловно. Россия - огромная страна и очень разная как по климатическим условиям, так и по плотности населения. В среднем российское население обеспечено "голубым топливом" на 25 процентов. Но всем ясно, что доступен газ в основном жителям европейской части страны. В Сибири и на Дальнем Востоке ситуация иная. Вместе с тем порой нет смысла строить газопровод в том или ином регионе или тянуть экспортную трубу, дешевле доставлять газ в сжиженном виде.
- Ну сжиженный газ - это не новость...
- Нет, новость. Мы никогда не использовали возможности сжатия газа сполна. А вот академик Николай Ваучский, который всю жизнь занимался шахтами для космических ракет и сейчас в Питере возглавляет Совет по исследованию подземного пространства, привел удивительные результаты своих исследований. Эксперименты показали, что при криогенных (сверхнизких) температурах метан можно сжать в 600 раз, сохранив при этом его энергетическую ценность. Мало того, Северо-Западный научно-технический центр по использованию подземного пространства, возглавляемый Николаем Павловичем, совместно с военным инженерно-техническим университетом ведет разработки шахт для хранения сжиженного природного газа (СПГ), что при сверхнизких температурах вполне возможно. Тем самым мы выходим на качественно новый уровень использования природного газа.
- То есть?
- Его можно применять как экологически чистое моторное топливо не только в автомобилях, но и в самолетах вместо керосина. Заметьте, при использовании СПГ воздушные лайнеры смогут преодолевать громадные расстояния без промежуточных посадок. Эффективным топливным средством сжиженный газ может стать и для космических ракет. А также для кораблей.
- Вопросы получения и хранения СПГ мне в общем-то понятны. Но транспортировка вызывает некоторые вопросы. Доставку "КамАЗами", цистернами по железной дороге я еще могу принять. Но как переправлять сжиженный газ на очень большие расстояния?
- Здесь было много различных предложений. Некоторые из них до сих пор вызывают ожесточенные споры. Например, предложение президента "Росшельфа" академика Евгения Велихова приспособить подводные лодки для быстрой транспортировки газа под водой. В целом идея интересная, но трудновыполнимая. Потому что строительство подводных лодок - удовольствие дорогое. Переделать имеющиеся подводные корабли под перевозку газа - трудно. Наверное, все-таки экономически оправданным является строительство кораблей-амфибий.
- Что это такое?
- Это плавсредства, которые могут идти по воде, передвигаться по льду, лететь по воздуху. Они уже разрабатываются нашими учеными и называются довольно буднично: метановозы. Корабли-метановозы изготавливаются в Финляндии и Швеции. Но то, что предлагают наши ученые, - качественно новый уровень в кораблестроении.
- Александр Егорович, если уж речь у нас зашла о воде, то давайте поговорим о морских делах подробнее. Сейчас объектами газо- и нефтедобычи становятся шельфы морей. В арктической морской зоне начинается обустройство Приразломного нефтяного и Штокмановского газового месторождений. Понятно, здесь требуются иные методы и технологии освоения недр, чем на суше. Что предлагают в этом плане ученые?
- Я слышал много рациональных предложений от коллег. Со своей стороны у питерцев тоже кое-что есть. Одна из главных наших разработок - электроды для сварки труб под водой, разработанные Санкт-Петербургским государственным кораблестроительным университетом. Подводная сварка на основе высоких технологий - новое слово в промышленной практике. Мы уже наладили инвестиционные контакты по этому поводу с "Ямалгазинвестом" и, уверен, дела пойдут успешно.
Другое наше изобретение - криогенные технологии заделки пробоин днищ кораблей, а также подводных нефте- и газопроводов. На сегодняшний день это крайне важное направление, и военно-инженерный технический университет совместно с центральным конструкторским бюро "Рубин" разрабатывают его достаточно эффективно. Кстати, нашими методиками заинтересовались многие газовики и нефтяники, поскольку заделка труб - одно из самых уязвимых мест в ресурсных отраслях.
- Александр Егорович, мы говорим о трубах, шахтах... Это, конечно, важно. Но не менее важно, например, человеку "не потеряться" под водой. Как я понимаю, газосварщик, работающий на дне морском, должен четко ориентироваться в подводном мире. А на больших глубинах это проблематично...
- Об этом тоже подумали. Долгое время мы изучали биологию дельфинов, чтобы присущие им свойства применить в работе специалистов-подводников. Эти животные заинтересовали ученых не с точки зрения строения мозга, а из-за наличия эхолокаторов, благодаря которым прекрасно ориентируются в воде, реагируют на малейшие нюансы подводной жизни. Мы почти отработали макет эхолокатора и, наверное, со временем он будет широко применяться для работы на шельфах. Вообще у эхолокатора большое будущее. Он будет необходим и людям, потерявшим зрение. Вставив эхолокатор в очки, даже слепой человек сможет без палочки ориентироваться в любой местности, "видеть" на расстоянии, закрыта или открыта дверь...
- Конверсионные технологии должны вывести народное хозяйство на новый уровень. Почему вы прежде всего ориентируетесь на нефтегазовый и энергетический комплексы?
- Мы работаем для различных производственных сфер, но приоритет действительно остается за базовыми отраслями. Потому что от них во многом зависит, какой быть в дальнейшем российской экономике и науке.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников