07 декабря 2016г.
МОСКВА 
-11...-13°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.87   € 68.69
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МАГИСТРАЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ

Струженцов Дмитрий
Опубликовано 01:01 27 Октября 2001г.
В Петербурге недавно прошел международный симпозиум "Электрификация и развитие железнодорожного транспорта России. Традиции, современность, перспектива".В Петербургском государственном университете путей сообщения собралось около 500 участников - специалисты железнодорожного транспорта, ученые, проектировщики... Симпозиум длился три дня. Было заслушано более полусотни докладов и сообщений как на пленарных заседаниях, так и на секциях.Симпозиум был посвящен знаменательным датам в истории российских железных дорог - 150-летию открытия движения по первой двухпутевой железнодорожной российской магистрали Санкт-Петербург - Москва и 100-летию завершения строительства Транссиба.

Почти все выступавшие говорили не только о современных острых проблемах железнодорожного транспорта, но в той или иной мере опирались на его историю. С благодарностью говорили о тех, кто положил начало железным дорогам на Руси. Вспоминали автора проекта и строителя первой двухпутной дороги Санкт-Петербург - Москва Павла Петровича Мельникова. И сегодня вполне современно звучит его высказывание: "Глубоко убежден, что железные дороги необходимы для России, что они, можно сказать, выдуманы для нее... более, нежели для какой-либо страны Европы, что климат России и ее пространства соделывают их особенно драгоценными для нашего Отечества".
Вспоминали и создателей Транссибирской магистрали, указ Александра III: "Повелеваю ныне приступить к постройке сплошной, через всю Сибирь, железной дороги, имеющей соединить обильные дары природы сибирских областей с сетью внутренних рельсовых сообщений... Вместе с тем возлагаю на Вас совершение во Владивостоке закладки Великого Сибирского рельсового пути". Этот указ, датированный 15 марта 1891 года, был адресован будущему российскому императору Николаю II... Но все-таки главным содержанием выступлений, конечно, был анализ современного состояния железнодорожного транспорта страны, его наболевшие проблемы и пути их разрешения.
Роль железнодорожного транспорта в современной России невозможно переоценить. Он как бы объединяет в единый комплекс все отрасли хозяйства страны, связывает между собой регионы. С потерей портов Балтии железной дороге пришлось принять на свои плечи и часть перевозок, ранее осуществлявшихся морем.
Нынче железные дороги осуществляют свыше 80 процентов всех грузоперевозок и без малого половину перевозок пассажиров. Следует отметить, и это подчеркивалось на конференции, что железными дорогами транспортируются наиболее важные, стратегические грузы - черные металлы, каменный уголь, химические и минеральные удобрения...
Протяженность российских железных дорог составляет 86 тысяч километров. Почти половина из них располагает двумя и более путями, более 40 тысяч километров электрифицировано. По протяженности электрифицированных магистралей Россия занимает первое место в мире. Дальнейшая электрификация железных дорог - одно из самых приоритетных направлений их совершенствования и обновления. Этой проблеме в той или иной степени уделило внимание большинство докладчиков.
Железнодорожная российская сеть включает в себя 17 железных дорог, покрывающих собой почти всю территорию страны от Балтийского моря до Тихого океана. На симпозиуме отмечалось, что на российском железнодорожном транспорте в последние годы создана и успешно функционирует автоматизированная система управления. Она координирует деятельность дорог и по своей мощности, оснащенности может считаться одной из крупнейших автоматизированных систем Европы.
Эта система включает в себя 18 информационно-вычислительных центров, оснащенных современными машинами. В отраслевую сеть передачи данных включено более 60 тысяч современных НЭВМ, которые объединены в локальные сети предприятий и организаций. Они обслуживают все технологические процессы, связанные с перевозкой грузов и пассажиров.
По праву гордятся российские железнодорожники внедренной в отрасли вычислительной системой ДИСПАРК. В реальном масштабе времени эта система помогает осуществлять контроль за перемещением вагонов на всех дорогах России, она же помогает в оптимизации грузопотоков.
Министерство путей сообщения еще в 1997 году положило начало созданию отраслевой цифровой сети связи. Сейчас эта работа продолжается. Но теперь большинство железных дорог европейской части России объединено информационными потоками, в эксплуатацию введено 19 тысяч километров волоконно-оптических линий связи.
Из докладов, прозвучавших на симпозиуме, можно сделать вывод о том, что современные российские железные дороги характеризуются высоким уровнем автоматизации управления технологическими процессами, обладают современными технологиями станционных операций, эффективными средствами связи и многим другим, что выводит их на передовые позиции в мире.
К несомненным достижениям последних лет нельзя не отнести и повышение участковой скорости движения грузовых поездов. Увеличился и их средний вес, а соответственно и среднесуточная производительность локомотивов и грузовых вагонов.
Однако почти все докладчики, отмечая несомненную прогрессивность осуществляемых в последние годы мер по совершенствованию железнодорожного транспорта, сходились на том, что пока еще железные дороги не в полной мере отвечают требованиям клиентов и нуждаются в дальнейшем совершенствовании и техническом обновлении.
Главным признаком недостаточной эффективности работы железных дорог, как отмечалось на симпозиуме, служит пока еще оставляющий желать лучшего уровень производительности труда.
Повышение производительности труда, а стало быть, и эффективности перевозок, не может быть достигнуто какими-то единичными мерами. Здесь требуется комплексное решение ряда сложнейших проблем. Ныне это предусмотрено начавшейся в отрасли реформой. Реформа призвана вывести отечественный железнодорожный транспорт на новый, соответствующий мировому уровень. Правительство Российской Федерации утвердило цели начавшейся реформы.
Министерством путей сообщения разработана комплексная программа дальнейшего развития информатизации и телекоммуникаций, модернизации средств связи. Именно с этими направлениями технического прогресса на дорогах связывали участники симпозиума надежды на повышение производительности труда и эффективности перевозок.
Железнодорожники поставили перед собой цель в ближайшие пять лет коренным образом улучшить технико-экономические показатели отрасли. Планируется, в частности, довести средний вес поездов до 4100 тонн, среднесуточный пробег локомотива до 600 километров, снизить себестоимость перевозок на 25 процентов и повысить их доходность на 30 процентов и, что самое важное, вдвое повысить производительность труда.
Не менее важным направлением технического совершенствования железнодорожного транспорта участники симпозиума назвали обновление подвижного состава, и прежде всего локомотивов. Отмечалось, что износ локомотивного парка приближается к критической отметке. А износ основных производственных фондов предприятий МПС к 2001 году превысил 55 процентов. В 2000 году на развитие отрасли было направлено из бюджета около 80 миллиардов рублей. Тогда как исходя из общей стоимости возмещения выбывающих основных фондов в течение пяти лет требуется 785 миллиардов рублей. Причем основная доля этих средств приходится на локомотивное и вагонное хозяйство, на электрификацию, путевое хозяйство и связь.
Что касается локомотивного парка, то закупка электровозов за рубежом оказывается чрезмерно дорогой. Недешево будет обходиться их последующее обслуживание, закупка запасных частей, ремонт. По мнению представителей МПС, из сложившегося трудного положения следует выходить собственными силами. Первое время предполагается модернизировать и восстанавливать имеющийся локомотивный парк. Разработана четкая программа модернизации локомотивов, отслуживших свой срок. Одновременно на отечественных заводах будут создаваться и новые электровозы. Проектируется установка на новых электровозах современных двигателей переменного тока, микропроцессорных систем управления и многих технических новшеств. О готовности содействовать этому процессу и с конкретными предложениями выступил на симпозиуме представитель японской фирмы "Хитачи".
Российские производители готовы участвовать в осуществлении программы обновления железнодорожного транспорта. На Коломенском заводе уже изготовлен пассажирский электровоз, оснащенный двигателем переменного тока ЭП-200 с конструкционной скоростью 200 км/час. Новочеркасским электровозостроительным заводом создан электровоз переменного тока ЭП-1 и электровоз ЭП-10, способный воспринимать как постоянный, так и переменный ток. В современных условиях такой электровоз будет несомненно востребован, потому что при тенденции к переводу электрифицированных дорог на питание переменным током процесс этот не скоротечен и требует затрат. Долгое еще время на разных дорогах и их участках будет потребляться где постоянный, а где и переменный ток.
Создаются и грузовые вагоны нового поколения, значительно надежнее и долговечнее своих предшественников. Они будут устанавливаться на тележки европейского типа с раздвижными колесными парами. Вагоны с такими тележками будут использоваться на путях, позволяющих развивать большие скорости, для контейнерных и комбинированных перевозок в бесперегрузочном международном сообщении.
Немало говорилось о внедрении высокоскоростного движения. Это важнейшее средство повышения эффективности перевозок. В движении пассажирских поездов уже достигнута скорость - 200 км/час. Полигоном скоростного движения стала магистраль Санкт-Петербург - Москва. Здесь вот уже несколько лет успешно эксплуатируется поезд ЭР-200, готовится к эксплуатации пассажирский состав "Сокол". Теперь осуществляется программа развития скоростного пассажирского движения. Железнодорожники магистрали Санкт-Петербург - Москва - лишь начинатели этого важнейшего дела. Программой предусмотрено к 2010 году создать условия для скоростного движения с максимальными скоростями от 160 до 200 км/час на путях протяженностью 6,7 тысячи километров.
...В газетной публикации невозможно даже вкратце воспроизвести обмен мнениями собравшихся на симпозиум специалистов. Обсуждался широчайший круг вопросов, выдвинутых самой жизнью. Российские железные дороги вступают в новый этап развития. Это ставит перед учеными и практиками очень сложные и ответственные задачи. О них и шла речь. В заключительный день симпозиума на основе состоявшихся дискуссий были приняты рекомендации.
В Петербурге к симпозиуму было приурочено открытие большой целевой выставки. Специалисты могли ознакомиться с ее разделами, в которых представлены история создания железных дорог России, современные технологии и техническое оснащение электрифицированных дорог, техника подвижного состава.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников