НЕВРАСТЕНИКИ В ПОГОНАХ

То, что происходит с московской милицией, все больше тревожит жителей столицы. По данным Мосгорпрокуратуры, в прошлом году в суды было направлено 67 уголовных дел, возбужденных в отношении сотрудников милиции по статье 286 - превышение должностных полномочий. А за девять месяцев нынешнего года - уже 53. Налицо рост преступлений подобного рода. Ряд дел находится в стадии расследования.

Как сказал нам начальник Управления по надзору за следствием в прокуратуре Валерий Лысак, примерно 90 процентов дел по 286-й статье связаны с избиениями и насилием над личностью, совершенными должностными лицами при исполнении своих обязанностей.
В конце августа был задержан 45-летний подполковник милиции, занимавший ответственный пост в "Очаково-Матвеевском" отделе. Старший офицер изнасиловал 24-летнюю женщину, задержанную за то, что не имела при себе документов, подтверждающих личность.
Сообщение о том, что милиционер в метро выстрелил в рот таджику, вызывало прежде всего предположение, что это совершил психически ненормальный человек. Разве можно ТАКОЕ сделать в трезвом уме? Но нас заверили, что "отличившийся" милиционер при поступлении в правоохранительные органы успешно прошел психологическое тестирование.
КАК ОБМАНУТЬ ТЕСТЫ
Так что же в самом деле происходит? Почему не срабатывает психодиагностика?
С этим вопросом мы обратились к ведущему специалисту Института социальной и судебной медицины имени Сербского Людмиле СОБЧИК. Людмила Николаевна не только принимала участие в составлении таких тестов, но и занималась подготовкой специалистов по психодиагностике.
- Ни один тест не может выявить, порядочный вы человек или нет, а ведь это, может быть, самое главное, - сразу выделила главное собеседница. - С помощью тестирования можно отсеивать эмоционально неустойчивых, психопатических личностей, у которых быстро вспыхивает враждебность. Психодиагностика поможет выявить и скрытые, неявные отклонения от нормы, которые проявляются только в случае, если человек получил власть.
При этом моя собеседница не берется утверждать, что везде психологи работают на хорошем профессиональном уровне. Чаще всего они пользуются опросниками. По мнению Людмилы Николаевны, если человек неглуп, он может сообразить, как ему выгодно отвечать на поставленные вопросы. Поэтому, кроме опросников, должны использоваться тесты, где информацию получают более сложным путем, опосредованно.
- Мы показываем, допустим, какие-то фигурки, символы, цвета, картинки или пятна в виде кляксы и спрашиваем, что испытуемый видит в этой кляксе, - поясняет она. - Это проективные, глубинные тесты, которые позволяют человеку выплеснуть свои субъективные видения, эмоциональные реакции, опыт. И вот тут-то он раскрывается гораздо полнее: психолог может оценить и степень его агрессивности, и такие личностные аспекты, как прагматизм, практичность, зависть, жадность. Можем наконец узнать, какое усилие требуется человеку, чтобы контролировать присущие ему слабости. Но главный вопрос в том, захочет ли он их сдерживать. Ведь это зависит от того, стоят ли в его иерархии ценностей на первом месте вопросы чести, достоинства, благородства или в его словаре вообще нет этих слов. А это уже не по части медицины.
ИЩИТЕ ЖЕНЩИНУ
Начальник Управления по работе с органами обеспечения безопасности правительства Москвы Николай КУЛИКОВ считает, что снизить в милицейской среде число преступлений, связанных с превышением служебных обязанностей, реально только одним способом - значительно повысив милиционерам зарплату.
- Если сотрудник милиции будет бояться потерять свою работу, - поясняет он, - то вряд ли станет нарушать закон. А сейчас ему особо и держаться не за что.
Людмила Собчик считает, что наравне с этим нужна моральная перестройка в милицейской среде, и начинать ее предстоит с начальства (которое, кстати, получает не такие уж малые деньги).
- Все-таки поговорка о том, что рыба гниет с головы, очень верна, - говорит она. - Если рядовые сотрудники милиции видят, что наверху процветают коррупция и вседозволенность, то и они себе позволяют вещи, в нормальном обществе недопустимые.
Моя собеседница уверена, что надо привлекать на работу в милицию женщин. По мнению Людмилы Собчик, это могло бы гуманизировать милицейскую среду: мужчины при женщинах были бы сдержанней, не такими агрессивными, старались бы, хочется думать, проявлять свои лучшие качества. Взять ту же Америку, где женщины-полицейские патрулируют вместе со своими напарниками-мужчинами, участвуют наравне с ними в задержаниях и так далее. Непохоже, чтобы это шло во вред американской полиции.