Норвежская береговая охрана под предлогом "нарушения правил рыболовства" четвертые сутки удерживает два российских промысловых судна - архангельский траулер "Капитан Горбачев" и мурманский транспортный рефрижератор "Дмитрий Покрамович" у острова Медвежий архипелага Шпицберген в Баренцевом море.

Как сообщили Итар-Тасс в компании "Архангельский траловый флот", которой принадлежит "Капитан Горбачев", российские суда по-прежнему стоят на якорях - борт к борту, на их капитанских мостиках посменно дежурят норвежские офицеры с двух кораблей конвоя.

Накануне российские судовладельцы получили официальные уведомления о наложении на них норвежской стороной штрафов. АТФ для освобождения "Капитана Горбачева" должен уплатить - 900 тыс норвежских крон. Однако, по словам его гендиректора Юрия Никулина, компания платить не будет, поскольку "никаких оснований для штрафных санкций нет".

Руководитель тралфлота считает, что капитан "действовал в строгом соответствии с российской нормативной базой для этого промыслового района". Россия и Норвегия определили статус промысловой зоны Шпицбергена двухсторонним договором от 9 февраля 1920 г. По нему обе страны имеют равные права на рыболовство в этих водах. Москва не признает введенный Осло позднее режим 12-мильной экономической зоны вокруг архипелага. Норвегия обвиняет два российских судна в том, что они не уведомили о входе в 12-мильную зону и о начале перегрузки рыбы. Однако российские инструкции запрещают эти действия капитанам.

АТФ существует уже 85 лет. Это акционерное предприятие со 100-процентным государственным капиталом. Большой автономный траулер "Капитан Горбачев" находится в 150-суточном рейсе, его экипаж составляет 83 человека. Рефрижератор "Дмитрий Покрамович" пришел на промысел для приема улова с архангельских траулеров. На момент задержания судов они перегрузили 1500 тонн рыбы.

В настоящее время, по данным АТФ, в районе Шпицбергена работают около 20 российских промысловых судов.