ОТЛОВ РЫБАКОВ НЕ ЗАКОНЧЕН

Уже несколько дней в Баренцевом море бок о бок стоят на якорях два российских рыболовных судна. Невдалеке - военные корабли Норвегии, грозные гаранты того, что уж теперь-то траулерам убежать не удастся. Последний инцидент с очередным задержанием теперь уже двух российских рыболовных судов сильно смахивает на ответный удар после неудачного ареста "Электрона". Норвежская сторона явно пытается взять реванш.

А начиналось все вполне буднично. Траулер "Капитан Горбачев", принадлежащий Архангельскому траловому флоту, у острова Медвежий близ архипелага Шпицберген перегружал свой улов в транспортный рефрижератор "Дмитрий Покрамович". Так на протяжении многих лет делали в этом районе все российские суда. И никаких проблем с соседями не возникало. Но теперь позиция норвежцев изменилась. Их береговая охрана задержала наши суда под предлогом нарушения правил рыболовства в районе архипелага Шпицберген. Они якобы не уведомили норвежскую сторону о предполагаемой выгрузке рыбы, а кроме того, работали в 12-мильной зоне, которая является норвежской территорией. На борт двух судов высадился десант береговой охраны и рыбных инспекторов, которые, кстати, к самому улову претензий не предъявили.
По словам генерального директора Архангельского тралового флота Юрия Никулина, наши рыболовные суда имеют полное право работать в районе Шпицбергена. Норвегия сейчас пытается в одностороннем порядке распространить свою юрис-дикцию на акваторию, где по международным договорам Россия имеет равные права. Ее береговая охрана наложила арест на российские суда и приказала следовать им в свой ближайший порт. Капитаны отказались. Им дана команда от своих судовладельцев оставаться на местах до завершения инцидента и не подписывать никаких документов. А между тем на борту "Капитана Горбачева" - около пятисот тонн сельди и примерно тысяча тонн путассу. К транспортному рефрижератору между тем подошли еще два российских судна. Как говорит Юрий Никулин, компания несет большие убытки. Чтобы возместить сутки простоя "Капитана Горбачева", надо работать полмесяца. Норвежские власти тем не менее заявляют, что отпустят российские суда только после предоставления гарантий судовладельческих компаний, которым принадлежат "Капитан Горбачев" и "Дмитрий Покрамович", о выплате штрафа. Только залог составляет 768 тысяч долларов.
А пока рыбаки стоят на якоре. Экипажи надеются, что выход из кризисной ситуации будет в конце концов найден на заседании двусторонней российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая сейчас работает в Калининграде.