"МАСЕНЬКИЕ" ТАЙНЫ ВИКТЮКА

Театр вошел в жизнь Виктюка еще до его появления на свет. В буквальном смысле. "Беременная мною мама приходила в Львовский театр оперы и балета слушать "Травиату", - рассказывает Роман Григорьевич. - И как только начинала играть музыка - я начинал биться. Наверное, мне очень хотелось быть вместе со всеми в зале, слушать музыку".

Удивительно ли, что уже в школе Виктюк начал ставить спектакли, задействовав в качестве актеров одноклассников и друзей! А "колыбелью, молитвой, живым театральным реквизитом" будущего культового режиссера стало, по его словам, дерево, растущее во дворе отчего дома. Именно под его ветвями были разыграны первые спектакли, здесь опробованы азы хореографии и пантомимы.
Сегодня на счету "театрального радикала" и возмутителя спокойствия более 120 спектаклей, поставленных во многих городах и странах, десятки престижнейших творческих наград.
Завтра Роману Григорьевичу исполняется 70 лет. К юбилею неутомимый маэстро приурочил премьеру комедии "Масенькие супружеские преступления" по пьесе "Скиз" польской писательницы начала ХХ века Габриэли Запольской. Премьерный сезон спектакля начнется 29 октября на сцене московского театра им. Сац.
- Роман Григорьевич, а почему супружеские преступления "масенькие"? А не маленькие, например? Так, кажется, звучало бы более литературно...
- Ну да. У Пушкина есть "Маленькие трагедии". А я решил "л" зачеркнуть и наверху написать "с". И в этой замене есть некий шифр. Какой? Объяснить на словах это невозможно, чтобы понять, надо прийти в театр и посмотреть спектакль. Ну а слово "преступления" здесь, конечно, в кавычках. Потому что Габриэль Запольская на все в этой жизни смотрит с улыбкой, и я во многом с ней солидарен. Ее пьеса необыкновенно изящна и увлекательна, а диалоги героев, наполненные истинным польским шармом, подчас просто афористичны.
- Расскажите про сюжет. Может, мы тогда и замену "л" на "с" поймем.
- Тема пьесы - брак. Вернее, его маленькие тайны и большие секреты. Если очень коротко о сюжете, то две супружеские пары проводят несколько дней в украинском поместье. Мушка и Витольд - молодожены, а Лулу и Анатоль близки к серебряной свадьбе. Умудренная жизнью Лулу уверена, что брак сродни карточной партии, в которой главное - иметь на руках побольше козырей. Она провоцирует остальных на безобидный флирт.
- В таком лаконичном пересказе сюжет кажется банальным. Даже непонятно, чем же он вас так зацепил?..
- Да можно ли так говорить, не прочитав пьесу?! Меня она поразила - восклицательный знак! Нет - три восклицательных знака! Когда-то я ставил с Мариной Нееловой "Месяц в деревне" Тургенева. Мне казалось, что это уникальная пьеса о любовных взаимоотношениях людей разных возрастов, и я тогда был уверен, что лучше и тоньше, чем уважаемый Иван Сергеевич, проникнуть в это и так выразить никто не сумел.
Но когда два года назад я прочитал Запольскую, то ахнул: оказалось, что весь опыт философии ХХ века, со всеми этическими и эстетическими открытиями - фрейдизмом, экзистенциализмом, садомазохизмом и так далее, - она предчувствовала и сумела выразить в начале предыдущего столетия. Какой-то невероятной интуицией, прозрением все эти новые веяния она предвидела. И высказалась с легкостью, без дидактики и назидания.
В ее писаниях нет поучения, морали, а есть такой легкий ветерок, бриз. Габриэль была тончайшим лириком и искуснейшей ведьмой. Но за ее легкостью чувствуется такая тоска и боль...
- И тургеневские герои, и герои Запольской жили во времена несколько иные. Сегодня реалии таковы, что чувства и семья все чаще строятся на расчете.
- Правильно, вот это и есть цинизм нашего времени. То, о чем ты говоришь, - это бездарная трата плоти и приближение к смерти. А Габриэль кричит, что надо тратить сердце и душу, говорит о том, что дает продолжение жизни. В наше время цинизма, фантома денег, злобы и ненависти такая чистая скрипичная нота, мне кажется, необходима - как напоминание о том, для чего человек на этой земле существует.
- А вы не опасаетесь, что такой взгляд на жизнь современной публикой просто не будет понят?
- Да что ты мне говоришь! Включи телевизор! Там показываются сериалы по 250 серий каждый. И все они именно об этом - о любви, чувствах, верности и изменах. Люди хотят все это смотреть. Причем сериалы популярны не только у нас. Вся Европа, Америка на них "сидит". А если следовать твоей логике, то получится, что и "Травиата" устарела?
- Ну это вечная классика.
- Что значит вечная классика?.. Она - девушка легкого поведения, он из богатой семьи, отец против их союза и поэтому все разрушает. Чем не сегодняшний сюжет? Я бы мог рассказать об очень знаменитых и известных людях, наших современниках, которым пришлось пережить то же, что и героям "Травиаты". И зрителям все это близко.
- То есть современный российский зритель вам нравится?
- Конечно, нравится. Я думаю, это лучшая публика в мире.
- А все говорят, что она испортилась по сравнению с советскими временами.
- Это не имеет никакого значения. Наш театр объехал более трех десятков стран, и я знаю, что самая уникальная публика в Москве, Петербурге, Киеве. Все зависит от того, есть ли среди тех, кто приходит в театр, люди с тонко чувствующим сердцем, которых я называю эмоциональным меньшинством. Их меньше, чем всех прочих, но именно они, я верю в это, и определяют движение вперед всего человечества. Как евреи говорят, что в каждом поколении есть тридцать три мудреца, так и это эмоциональное меньшинство имеется в любом времени, советском ли, постсоветском или каком-то еще. Несмотря ни на что, у нас в России эта тонко чувствующая прослойка сохранилась лучше всего.
- Но, с другой стороны, театр в эпоху свободы слова занимает совсем иное место, чем в глухие времена...
- Да, сейчас можно говорить все, но одиночество... Людское одиночество же никуда не исчезло. Согласись, чем людей в толпе больше, тем они более одиноки. Это как, например, в Америке, там есть дома с прозрачными стенками, и все друг друга видят, но при этом они настолько изолированы и так одиноки! А при одиночестве царит только культ материальных ценностей. Все думают лишь о том, кто сколько положил в кармашек или на банковский счет.
В толпе царит прагматика - вместо чувства сопричастности и радости общения. В наши дни люди все больше разъединяются, и театр - одно из немногих мест, где во время спектакля одинокие ощущают, что у них бьется сердце в унисон с другими людьми...
- И все же, насколько я понял, пьеса Запольской не об одиночестве, а все-таки о любви. Как и большинство других пьес, которые вы ставили. Скажите, а что для вас означает слово "любовь"?
- Ответ на этот вопрос не мог дать никто, и безумцем будет тот, кто попытается это сделать. И все же я думаю, что мои зрители должны понять и почувствовать, что любовь - это сумасшествие или даже своего рода болезнь. Как сказал великий немецкий романтик Гельдерлинк, любовь возможно постичь только в безумии. Только в безумии! Потому что в любви присутствуют магия и колдовство.
- Премьера спектакля состоится в дни вашего юбилея. Многие наши читатели просили поздравить вас.
- Я, в свою очередь, как один из ваших читателей хотел бы признаться в любви к "Труду". Ведь это единственная газета, которую я получал на протяжении многих лет, из нее я черпал информацию обо всех событиях в стране и мире. Все собираюсь сходить на почту и подписаться, но некогда. Но как только выпадет свободная минута, схожу и подпишусь на десять лет вперед... Ой, Боже, это надо же еще и прожить столько!
Дорогой Роман Григорьевич, поздравляем Вас с юбилеем! Желаем плодотворной творческой жизни на десятки лет вперед. и дарим Вам годовую подписку на нашу газету.