ЗАРЫЛИ НАШИ ДЕНЕЖКИ

Оказывается, в стране 4 тысячи объектов недостроя, которые, как заявил новый глава Минрегиона Дмитрий Козак, "забросила федеральная власть". Только по Южному федеральному округу, где он недавно трудился полпредом, общая сумма недостроя тянет на 69 миллиардов рублей. А в масштабах страны, по прикидке Козака, речь идет о триллионах рублей, по сути, закопанных в земле: "незавершенка" разрушается, зарастает бурьяном, гниет, приходит в негодность. Вложенные деньги, считай, псу под хвост...

Один из самых скандальных объектов - строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Петербург. Затеяли ее 16 лет назад. Вырытый под грандиозный проект котлован у Московского вокзала давно прозвали самой дорогой в мире "ямой" - ценой в 400 миллионов долларов. Таджики-землекопы отдыхают. Теперь яму решили засыпать - на ее месте хотят водрузить торгово-развлекательный центр.
А в Карелии еще с конца прошлого века заморожены стройки Белопорожской и Морской ГЭС на реке Кемь. Атомным электростанциям тоже не везет. По данным Счетной палаты, в стране насчитываются 6 недостроенных энергоблоков, в том числе на Курской АЭС, который готов на две трети: 900 миллионов долларов уже освоено - требуется еще 600-700 миллионов. Если заморозить стройку, то неизвестно, подо что ее использовать. Разве что под стоянки для автотранспорта? В какую точку необъятной страны ни ткни палец - попадешь в "незавершенку". Вот автодорога Хабаровск - Находка ("Восток") еще в советское время проектировалась как дублер трассы Уссури. Сегодня она продвинулась лишь на 244 километра из планируемых 824. Подобных примеров - тьма.
Дмитрий Козак заявил в Совете Федерации, что Минрегион имеет большое желание разобраться с проблемой федерального долгостроя. Для чего надо дать регионам больше полномочий и соответственно денег. Мол, из Москвы следить за ходом строек сложно - местная власть это сделает лучше. По мнению министра, только регионы, используя средства федеральных целевых программ, способны справиться с долгостроем. Может и так.
Вспоминается анекдотичная история. От Москвы до Новгород-Северского ходил поезд, который уже на украинской территории останавливался в Семеновке - родном райцентре президента Кучмы. Ради такого дела и в плане укрепления связей решили построить новый железнодорожный мост. Но как только у Ельцина с Кучмой отношения испортились, поезда ходить перестали. Окрестный люд быстро разобрал рельсы, шпалы, даже гравий. И такова, к сожалению, судьба у многих долгостроев.
ДОЛГОСТРОЙ
КРАСНОЯРСК > Самый проблемный долгострой федерального значения в крае - Богучанская ГЭС. Подготовительные работы начались в 1974 году, само строительство - в 1980-м. Пустить ГЭС должны были в 1992 году, однако к этому времени стройка века замерла. На ее возведение уже было истрачено 1,5 миллиарда долларов. Разморозили стройку в 2005-м после соответствующего указа президента. Планируется, что первая очередь ГЭС будет сдана через два года. На достройку требуется почти 43 миллиарда рублей, на очистку зоны затопления - 8,8 миллиарда.
Еще одна стройка с печальной судьбой - Красноярское метро. Его начали прокладывать в 1995 году, в 2002-м должна была появиться первая ветка. Увы, сегодня о пуске не идет даже речи. В тоннелях ведутся лишь поддерживающие работы, чтобы не случилось аварии. В год на метро тратится примерно 5 миллиардов рублей.
Любовь РАК, соб. корр. "Труда"
Калининград > Горожане устали ждать, когда будет второй эстакадный мост. Хотя еще в 1985 году началась прокладка магистрали, которая должна соединить северную и южную части города, обеспечить связь портов с федеральными дорогами и, главное, уменьшить транспортную нагрузку на единственный мост. Сейчас днем бывает просто невозможно перебраться с одного берега Преголи на другой, автомашины часами стоят в пробках...
Ирина СМИРНОВА, соб. корр. "Труда"
Брянск > Вряд ли где-то еще есть такое число брошенных федеральных объектов, как в Брянской области. Громадное строительство затевалось по чернобыльским программам. Много лет люди ждали роддом в городе Клинцы, на который государство выделило 100 миллионов рублей. Строительство основного здания начали в 2000 году, но скоро прекратили без консервации. Из-за непогоды и некачественно выполненных работ пришлось демонтировать кладку и фундаментные блоки.
Петр ИВАНОВ, Брянск
Екатеринбург > Над головами горожан нависла недостроенная 220-метровая телевышка. Уже давно местные власти просят правительство передать ее региону, но армированный бетонный "стакан" федерального подчинения все также бесполезно торчит в центре города. Пока намертво не заварили вход, с макушки вышки спрыгнули 18 самоубийц.
Строительство башни начали в 1984 году, в 1992-м рабочие покинули стройплощадку. За 15 лет коррозия основательно источила арматуру, и в 2008 году она вообще может рухнуть.