Один из самых скандальных объектов - строительство высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва - Петербург. Затеяли ее 16 лет назад. Вырытый под грандиозный проект котлован у Московского вокзала давно прозвали самой дорогой в мире "ямой" - ценой в 400 миллионов долларов. Таджики-землекопы отдыхают. Теперь яму решили засыпать - на ее месте хотят водрузить торгово-развлекательный центр.
А в Карелии еще с конца прошлого века заморожены стройки Белопорожской и Морской ГЭС на реке Кемь. Атомным электростанциям тоже не везет. По данным Счетной палаты, в стране насчитываются 6 недостроенных энергоблоков, в том числе на Курской АЭС, который готов на две трети: 900 миллионов долларов уже освоено - требуется еще 600-700 миллионов. Если заморозить стройку, то неизвестно, подо что ее использовать. Разве что под стоянки для автотранспорта? В какую точку необъятной страны ни ткни палец - попадешь в "незавершенку". Вот автодорога Хабаровск - Находка ("Восток") еще в советское время проектировалась как дублер трассы Уссури. Сегодня она продвинулась лишь на 244 километра из планируемых 824. Подобных примеров - тьма.
Дмитрий Козак заявил в Совете Федерации, что Минрегион имеет большое желание разобраться с проблемой федерального долгостроя. Для чего надо дать регионам больше полномочий и соответственно денег. Мол, из Москвы следить за ходом строек сложно - местная власть это сделает лучше. По мнению министра, только регионы, используя средства федеральных целевых программ, способны справиться с долгостроем. Может и так.
Вспоминается анекдотичная история. От Москвы до Новгород-Северского ходил поезд, который уже на украинской территории останавливался в Семеновке - родном райцентре президента Кучмы. Ради такого дела и в плане укрепления связей решили построить новый железнодорожный мост. Но как только у Ельцина с Кучмой отношения испортились, поезда ходить перестали. Окрестный люд быстро разобрал рельсы, шпалы, даже гравий. И такова, к сожалению, судьба у многих долгостроев.
ДОЛГОСТРОЙ
КРАСНОЯРСК > Самый проблемный долгострой федерального значения в крае - Богучанская ГЭС. Подготовительные работы начались в 1974 году, само строительство - в 1980-м. Пустить ГЭС должны были в 1992 году, однако к этому времени стройка века замерла. На ее возведение уже было истрачено 1,5 миллиарда долларов. Разморозили стройку в 2005-м после соответствующего указа президента. Планируется, что первая очередь ГЭС будет сдана через два года. На достройку требуется почти 43 миллиарда рублей, на очистку зоны затопления - 8,8 миллиарда.
Еще одна стройка с печальной судьбой - Красноярское метро. Его начали прокладывать в 1995 году, в 2002-м должна была появиться первая ветка. Увы, сегодня о пуске не идет даже речи. В тоннелях ведутся лишь поддерживающие работы, чтобы не случилось аварии. В год на метро тратится примерно 5 миллиардов рублей.
Любовь РАК, соб. корр. "Труда"
Калининград > Горожане устали ждать, когда будет второй эстакадный мост. Хотя еще в 1985 году началась прокладка магистрали, которая должна соединить северную и южную части города, обеспечить связь портов с федеральными дорогами и, главное, уменьшить транспортную нагрузку на единственный мост. Сейчас днем бывает просто невозможно перебраться с одного берега Преголи на другой, автомашины часами стоят в пробках...
Ирина СМИРНОВА, соб. корр. "Труда"
Брянск > Вряд ли где-то еще есть такое число брошенных федеральных объектов, как в Брянской области. Громадное строительство затевалось по чернобыльским программам. Много лет люди ждали роддом в городе Клинцы, на который государство выделило 100 миллионов рублей. Строительство основного здания начали в 2000 году, но скоро прекратили без консервации. Из-за непогоды и некачественно выполненных работ пришлось демонтировать кладку и фундаментные блоки.
Петр ИВАНОВ, Брянск
Екатеринбург > Над головами горожан нависла недостроенная 220-метровая телевышка. Уже давно местные власти просят правительство передать ее региону, но армированный бетонный "стакан" федерального подчинения все также бесполезно торчит в центре города. Пока намертво не заварили вход, с макушки вышки спрыгнули 18 самоубийц.
Строительство башни начали в 1984 году, в 1992-м рабочие покинули стройплощадку. За 15 лет коррозия основательно источила арматуру, и в 2008 году она вообще может рухнуть.