Последнее копейское предупреждение

Некоторые из российских компаний, в том числе «Копейский машиностроительный завод» в Челябинской области, превратно поняли призывы кабмина к импортозамещению 

Как сообщает «Российская газета», призывы правительства к импортозамещению были поняты некоторыми российскими компаниями превратно. В тяжелой для всех обстановке кризиса, санкций и ухудшающихся отношений с Западом они решили под шумок воспользоваться монопольным положением и буквально «раздеть» своих давних, российских же, контрагентов.

Любопытный пример - АО «Копейский машиностроительный завод» из Челябинской области, деятельность руководства которого за последние несколько лет все больше хочется назвать «вредительством». Предприятие со славной 70-летней трудовой историей является единственным в нашей стране производителем проходческих комбайнов. От закупок и обслуживания этой сложной техники зависит стабильная работа ПАО «Уралкалий» - ведущего мирового производителя хлоркалия, одного из главных налогоплательщиков Пермского края и поставщика валютной выручки в Россию. В 2013-2015 гг. калийщики закупили техники на 3,5 млрд руб., строго соблюдая выставленные заводом условия – сначала деньги по предоплате, и только потом – производство и поставка.

Казалось бы, такого клиента машиностроители должны были носить на руках. Но действия хозяев  поставили долговременное партнерство под угрозу срыва. По данным «Уралкалия», цена на машины «Урал-20Р» в 2014 году выросла на 23,1% по сравнению с 2013 г., в 2015 г. - еще на 29,9%, а в 2016 г. и вовсе подскочила сразу на 72,2%. То есть, за эти годы цена машин выросла почти в три раза. Трехкратный рост себестоимости? Да нет, отделывать кабины комбайнов редкими породами дерева никто не стал. Все производится из тех же российских материалов на том же оборудовании, что и раньше. А вот в трехкратный рост аппетитов хозяев КМЗ поверить куда легче.

С ремонтом и техобслуживанием техники ситуация еще хуже – подчас КМЗ завышает цену на запчасти в десять (!) раз по сравнению с себестоимостью, при этом качество работ оставляет желать лучшего. Итог известен – работать на таких условиях для «Уралкалия» равносильно закрытию производства. Поэтому многолетнее партнерство сегодня фактически развалилось – ремонты не производятся, а новая техника не поставляется.

При этом деятельность публичной компании «Уралкалий» остается совершенно прозрачной – на официальном сайте всегда можно найти последние данные о ее результатах в отчетном периоде и финансовом положении. Зато показателей КМЗ за последние несколько лет днем с огнем не сыскать, что тоже наводит на определенные мысли.

В поисках выхода из сложившейся ситуации «Уралкалий» пытался обратиться в ФАС РФ. Однако служба предпочла самоустраниться, мотивировав это отсутствием достаточного количества доказательств монопольного положения поставщика. Какие еще доказательства могут быть нужны, помимо тех, что больше в России эту продукцию никто не производит? Почему никого не насторожил рост цен более чем на 70% в течение одного года?

Отчаявшись найти компромиссное решение, «Уралкалий» вынужден был искать альтернативы за рубежом – комбайны должны обслуживаться, иначе шахтеры не смогут работать. Но руководство КМЗ такой вариант  не устраивал, и чтобы добавить веса своим аргументам,  в 2015 году на заводе 64 человека были сокращены, а 641 - переведен на неполный рабочий день. Надо сказать, что положение завода и без того было сложным: над производственной площадкой нависла угроза сползания в старый угольный карьер, а загрузка производства на сегодня, по данным отраслевых источников, составляет не более 50%.

Исход, увы, не радужный, хозяевам КМЗ видимо совсем не жаль завод и его коллектив. В свою угоду  они превратили некогда успешное и уникальное в масштабах страны предприятие в инструмент политики, грозящего сорвать работу крупнейшего в мире калийного производства. Будем надеяться, власти не останутся в стороне от этого промышленного конфликта и технологической блокады.