Технопарк

Какие изобретения могут в будущем претендовать на научные награды

В октябре исполнилось 190 лет со дня рождения Альфреда Нобеля — инженера и химика, предпринимателя и изобретателя. Ему принадлежало более 300 патентов, в его честь названа престижнейшая премия. Кстати, на нынешней Нобелевской неделе премию по химии вместе с коллегами из США получил наш бывший соотечественник Алексей Екимов, нашедший применение своим знаниям и талантам за океаном. А вот еще несколько изобретений, которые стоят того, чтобы на них обратили внимание. Кто знает, какие награды их ожидают в недалеком будущем.

Океан — это гигантская заправочная станция

Уран, который все активнее используется в ядерной энергетике, придется добывать в Мировом океане. Такой способ извлечения топлива для АЭС разработали недавно австралийские ученые. Идея резонная, ведь в Мировом океане содержится 4,5 млрд тонн урана, а запасы на суше составляют 6 млн тонн — в 750 раз меньше. Исследователи использовали мощные магниты направленного действия, покрытые слоем мягкого металла неодима. С помощью такого магнита можно фильтровать уран из морской воды, игнорируя остальные примеси.

P.S. Впереди испытания в промышленных масштабах. Но если дело выгорит, то ураном человечество будет обеспечено на тысячи лет вперед.

Водород возвращается

Про автомобили на водородном топливе знатно пошумели в начале текущего века, а потом про них так же дружно забыли — на первый план вышли электрокары. Но есть еще порох в пороховницах, а точнее, водород в баллонах. Российская компания Sitronics провела испытания прототипа судна, работающего на газообразном топливе. Новый катамаран очень похож на обычное электрическое судно, у него даже аккумуляторы есть. Разница в том, что заряжаются эти аккумуляторы не в порту, а прямо в движении с помощью электрохимического генератора. Таким образом получаем современное экологичное электросудно, которое «заправляется» не целый час, а всего шесть минут. И работает в разы дольше.

P.S. Такими темпами мы и дизельные суда скоро заменим. Вот экологи обрадуются: именно корабли — самый большой источник CO2 в мире!

Посадку давай!

 

Когда автономный дрон ищет место для посадки, он полагается на камеры — ему нужно «увидеть» площадку. А если на улице темно или туман? И тут на помощь придет новая система, разработанная учеными из Токио. Она основывается на технике радиочастотной идентификации, которая используется в банковских картах и электронных пропусках. На посадочную площадку для беспилотника крепится небольшая антенна, которую с помощью радиосигналов обнаружит дрон со специальным считывателем.

P.S. Можно не сомневаться: очень скоро число дронов-курьеров, которые в Москве пока выглядят экзотикой, резко возрастет. Вот только куда деть целую армию парней с большими сумками, разъезжающих сегодня по Москве на самокатах?

Вот и таксистам грозит безработица

На открывающейся в Токио выставке «Мобильность-2023» концерн Honda представит первый беспилотный автомобиль. А уже через два года планируется запуск сервиса беспилотных такси в центральной части японской столицы. Шестиместные комфортабельные купе будут забирать людей в указанном месте и доставлять к месту назначения. А в Сочи беспилотный транспорт уже проходит испытания. Два десятка автомобилей Hyundai Sonata, в которых нет водительского места и рулевого колеса, связывают университет «Сириус», «Сочи Парк», отели, а также Олимпийский проспект с Континентальным.

P.S. Правда, по действующему в России закону в беспилотном автомобиле обязательно должен присутствовать испытатель, контролирующий поездку. Но это скорее временная предосторожность. Увы, профессия таксиста неминуемо перейдет в разряд диковинок — вроде извозчика с пролеткой из века ХIХ.

Пусть робот работает

И продолжая тему безработных таксистов и курьеров: исследование ученых из Технического университета Берлина показало, что командная работа человека и робота приносит не только пользу, но и определенные риски. Нет, к роботам и автоматизированным системам претензий нет, а вот к нашему брату человеку их предостаточно. Выясняется, что мы легко переваливаем на робота свою работу и ответственность. В группе участников эксперимента, занимавшихся поисками дефектов на печатных платах вместе с «помощниками», процент допущенных ошибок оказался намного выше, чем в той, где люди надеялись только на самих себя. И старое правило «Доверяй, но проверяй!» не сработало.

P.S. Не знаю, как вы, а я пять раз подумаю, ехать ли мне на беспилотном такси или на обычном желтом, с шашечками...