Рыбаки уходят из Крыма

Расклады в рыбной отрасли региона шокируют

Поздняя осень для крымчан — желанная пора. Уже нет до смерти надоевшей летней сутолоки. Предгорья покрыты разноцветьем осенней листвы. Прохладно, но еще не холодно. И главное, когда чуть остынет море, рыба начинает собираться в огромные косяки. Значит, наступило время большой крымской путины.

Пусть хозяйки вздыхают по поводу очередного подорожания «сухопутных» харчей (обычные куриные яйца здесь без всяких шуток уже называют золотыми). Даже в самое непростое время прибрежные районы республики знали, что с приходом поздней осени вдоволь наедятся местной рыбки. Жители героического Севастополя ждали, когда на причалах появятся традиционные лотки со свежим уловом.

Похоже, дождались. Только особой радости это не доставило. Классическая султанка, она же барабуля, в прошлом сезоне стоила до 500 рублей за кило. Сейчас за нее просят тысячу. Окуня-луфаря никогда не продавали дороже 400-500 рублей, и теперь глаза отказываются верить новому ценнику: 1300! Черноморская щука сарган замечательна в любом виде — жареная, копченая, запеченная в духовке. Нынешнее двукратное подорожание махом отбивает аппетит.

Что за напасть? Допустим, ту же барабульку, саргана или луфаря можно назвать деликатесом. Но простецкая хамса для здешнего народа всегда была без преувеличения вторым хлебом. Жирная и мясистая, с картошкой или борщиком, малосольная или со сковородки, в крымское межсезонье местная «хамсичка» — блюдо номер один. А под рюмочку — это вообще праздник, который всегда с тобой, как говорил старина Хемингуэй.

Прошлой осенью-зимой самая высокая стоимость хамсы была 200-220 рублей за килограмм. Речь об отборном, лучшем малосоле. Обычную торговали по 150. Рыбацкая Керчь всегда славилась уловами. Ведь рядом сразу два моря: Черное и Азовское. Во второй половине октября на прилавках Центрального рынка Керчи появилась первая хамса нынешней путины. Цена — 400 рублей, причем как за малосольную, так и за свежую.

Соскучившись по родной рыбе, керчане искренне ожидали, что чуть позже хамса традиционно подешевеет. Не тут-то было. Под занавес месяца на рынке малосольной хамсой торгуют уже за 500 рублей. Свежей нет вообще — ее морозят, резонно предполагая грядущие скачки нового подорожания.

Казалось, Севастополь не может жить без осенней ставридки. Небольшая серебряная рыбка размером с ладонь на самом деле удивительно вкусна.

По ноябрю чуть ли не на каждой севастопольской кухне женщины обязательно жарили ставридку. Ну а мужчины развешивали ее вялиться на балкон. Только под низ непременно нужно положить слой газет, иначе пол закапает жиром. Как сложится сейчас, сказать трудно. Черноморская ставридка одним махом стала дороже в полтора-два раза. Впрочем, последнюю 300-рублевую цену называют «относительно невысокой». Типа еще не вечер...

Шокирующие расклады в рыбной отрасли региона требуют пояснения. Фактически получилось, что население Крымского полуострова остается без одного из основных продуктов питания. Журналисты обратились к профессионалу, председателю Ассоциации рыбопромышленников Севастополя и Крыма Валерию Сивочубу. По его словам, причин для нынешнего действительно небывалого роста цен минимум две. Первая — резкое ограничение районов мореплавания в связи с проведением специальной военной операции.

Так, полностью потерянным оказался для крымчан добычливый северо-запад Черного моря. Большие проблемы в Севастопольской зоне. Например, о каком свободном выходе из бухты можно говорить, если вражеские подарки «прилетают» и приплывают в город русских моряков чуть ли не ежедневно. Похожая ситуация на просторах Керченского пролива. Ради безопасности Крымского моста власти по максимуму сократили возможности в здешнем промысле.

«Поверьте, наши рыбацкие коллективы за последние полтора года понесли колоссальные убытки и теперь пытаются их некоторым образом компенсировать. От поднятия цен не будет прибыли, просто убытки будут меньше. Скорее всего, они ничего не заработают в этом году. Такого не случалось никогда», — утверждает глава Ассоциации рыбопромышленников.

Второй критической причиной называют цены на бензин и дизельное топливо, начавшие расти с конца мая. Напомним: лето напролет к горючему было не подступиться, а к сентябрю в Крыму и Севастополе возникли критические перебои с поставками. Потребовалось личное вмешательство президента России, чтобы доставить топливо и снизить стоимость нефтепродуктов хотя бы до уровня соседнего Краснодарского края. Увы, ненадолго. Для сравнения: Подмосковье заправляется дизелем по цене около 60 рублей. На крымских АЗС последнее время ДТ стоит порядка 68 рублей, а на пике оно вообще шло по 72-73 рубля.

Звучит невероятно, однако рыболовецким траулерам Крыма приходится брать солярку и за 100 рублей. «Морские суда нельзя заправить на берегу, бункеровка траулеров — особая процедура. И получается, оптовая цена выходит выше, чем на севастопольской заправке. Это просто анекдот», — разводит руками Валерий Сивочуб.

Сама подготовка к путине-2023 проводилась в условиях чрезвычайного недостатка оборотных средств. Заключены невыгодные контракты, лишь бы получить хоть какую-то предоплату. Отрасли обещали государственную поддержку. Соответствующее постановление правительства Севастополя появилось еще весной. Но есть информация, что по ряду причин финансирование перенесено на следующий год.

Материальную поддержку получат два десятка крымских рыболовецких компаний, которые в связи с проведением СВО не могут выходить в море, заявил накануне Сергей Аксенов. «На эти цели будет выделено 63 млн рублей. Механизм организован аналогично выплатам в курортной сфере», — поясняет глава республики. Если конкретнее: людям дадут единовременную выплату в размере МРОТ на каждого. Это невеликие 16 тысяч рублей.

Остается понять, что же делать дальше. Многие решительно перебираются из Черного моря на Каспий. Уходят в одиночку и целыми артелями. По Волго-Донскому каналу уводят свои суда. Только из одного Севастополя в каспийском направлении ушло шесть лучших траулеров. Вместе с крымчанами спасительный маршрут проторили рыбаки Новороссийска. Кроме Керченского пролива для них закрыта акватория в районах стратегической нефтяной перевалки Северного Кавказа и морская зона, смежная с газопроводом «Южный поток».

Мужики спешат, ведь зимний сезон промысла каспийской кильки совпадает с черноморской хамсовой путиной — с начала октября до середины марта. Вернутся ли обратно — большой вопрос. Вполне возможно, сработает житейская банальность про рыбу, которая ищет где глубже, и человека, пытающегося найти жизнь лучше. Плюс сам переход из Черного в Каспийское море оказался крайне накладен, а путь домой грозит вылиться в вообще неподъемные траты.

А в это время

Курице подрезали крылья

На этой неделе президент Владимир Путин интересовался у главы Минсельхоза Дмитрия Патрушева, почему в стране цены на мясо птицы выросли с начала года более чем на 27%. Глава государства призвал правительство вовремя «включать известные механизмы», чтобы не допускать сильного роста цен на продукты, и предложил при необходимости импортировать курятину из соседних стран, например из Белоруссии и Казахстана.

На что министр заявил о том, что птицеводы, «чувствуя свою социальную ответственность», начали понижать цены на курятину. А пока для сдерживания потребительских цен и предотвращения дефицита Минсельхоз предложил установить временный, для начала на полгода, запрет на вывоз из страны отдельных видов мяса птицы. При этом, экспорт каких именно видов мяса следует запретить, не уточняется.