Физкультурники на марше

Почему спортивные программы на федеральном ТВ стали почти изгоями

На прошлой неделе в Перми состоялся международный форум «Россия — спортивная держава». Репортажи оттуда показали все крупные каналы. Из увиденного и сказанного выходило, что спорт является важнейшей составляющей повседневной жизни едва ли не половины граждан РФ. А еще лет через пять, доложили чиновники, таковых, глядишь, и под 80% наберется. Есть, правда, вопросик: что же при такой-то широчайшей аудитории спортивные программы на федеральном ТВ стали практически изгоями?

Там же, в Перми, прозвучало предложение сделать 2024-й годом спорта, а также возобновить парады физкультурников на Красной площади.

Что касается первого пункта. У нас что ни год, то он теперь обязательно чего-нибудь — литературы, кино, театра, учителя, молодежи, семьи, экологии. Подразумевается, что именно данной сфере деятельности, социальной группе и т. п. целых 365 дней будет уделяться особое внимание. А если повезет, то и 366. Бывает ли реальный прок от такого тематического ярлыка? Наверно, да. Дополнительное бюджетное финансирование, разные там круг-лые столы с семинарами по проблемам и прочее. Но все богатство, увы, быстро забывается, а в глазах обывателей оно выглядит довольно странно. Почему это до 31 декабря повышенное внимание уделялось одним, а с 1 января — другим?

Впрочем, нам важнее второй пункт, непосредственно касающийся телевидения. Он, скорее всего, будет реализован. Вполне в тренде возрождения имперского духа, примеров коему можно привести во множестве. Парады физкультурников проводились при Сталине, даже на Красной площади. Вождю народов они нравились, поскольку демонстрировали нового человека, гражданина страны победившего социализма, красивого и сильного, всегда готового к труду, а если понадобится, то и к обороне.

Кроме того, столь массовые и красочные мероприятия с удовольствием будут показывать все федеральные каналы. Зрители любят масштабные зрелища. Военные и военно-морские парады, концерты возле Кремля, открытия и закрытия Олимпийских игр всегда собирают у телевизоров огромную аудиторию. Следовательно, рейтинг гарантирован.

И, наконец, главное. Такие парады наглядно продемонстрируют всему миру и, разумеется, нам самим, что мы были и остаемся великой спортивной державой. А как еще это показать? От крупнейших состязаний мирового уровня, где можно стать триумфаторами, нас отлучили (как минимум, оставив без гимна и флага). Смотреть же внутренние чемпионаты и соревнования на «Матч ТВ» желающих немного. Согласно данным компании «Медиаскоп», на прошлой неделе по доле аудитории и сам канал среди прочих находился на 15-м месте.

На главных каналах о спорте у нас давно уже говорят крайне мало. Даже из информационных выпусков он почти исчез. А такие гиганты, как Киселев и Зейналова, в своих «Итогах» и вовсе не удостаивают подобные мелочи вниманием. Если спорт и возникает как отдельная тема в дискуссиях на всевозможных ток-шоу, то всякие важные дяди, равно компетентные в вопросах пандемии, военных стратегий, экономики, дипломатии и прочем, сначала заявляют, что спорт должен быть вне политики, а потом немедленно начинают их смешивать. Уже лет десять мы постоянно слушаем жалобы на допинговые скандалы, санкции, требования выступать под нейтральным флагом и далее в том же духе. Но спорта как такового тут нет.

К слову, насчет выступления на Олимпиаде или где-то еще под нейтральным флагом существуют разные мнения. Но фактом остается одно: чувство патриотизма болельщикам никогда не изменяло. Состязания в любом виде спорта всегда собирают значительно большую аудиторию, когда «наши» бьются с «ненашими», нежели между собой. А уж болеть за своих или нет, если они лишены госсимволики, пусть каждый решает сам.

И еще. Не стоит надеяться, что если с нас вдруг снимут все ограничения, то эфир «Первого» или «России» сразу наполнится спортивными трансляциями. Они, трансляции эти, нынче очень дороги даже для таких телемонстров. И руководство каналов тысячу раз подумает, ставить в программу матч, который съест львиную долю бюджета (да еще при ограничениях на количество рекламы), или оставить в сетке вещания какую-то, пусть слегка замшелую, но надежную передачу, у которой есть постоянные поклонники.

Между прочим, даже на богатом Западе общедоступные телеканалы показывают лишь два-три вида спорта, и то в ограниченном количестве. За остальное надо платить...

Вернемся в день сегодняшний. Год спорта подразумевает популяризацию оного. Но волна спортивных фильмов и сериалов (кстати, в основном о прошлых достижениях), похоже, схлынула. Они сделали свое дело. Та же «Легенда № 17» резко повысила интерес мальчишек к хоккею. Конечно, не в такой степени, как это было после серии СССР — Канада в 1970-х, но все же. Чтобы поднять новую волну, времени не осталось. А телевизор показывать спорт не хочет. И как тут быть?

Вся надежда на парады.