БЫСТРАЯ ЕЗДА

Московские автомобильные пробки похожи на опухоли, которые появляются где угодно и когда им вздумается. Рассасываются они тоже по каким-то непонятным, но всегда вялотекущим законам. Иные автомобилисты стараются просто не садиться за руль в часы пик, а бизнесмены откладывают даже самые важные встречи. Между тем профессиональные водители не видят ничего необычного в пробках, считают их непременным условием и атрибутом всякого большого города и приноравливаются ездить так, чтобы никогда не опаздывать и никого не подводить. Как это им удается?

ЛУЧШЕЕ ПРАВИЛО: ТОРОПИСЬ НЕ СПЕША
За рулем всегда куда-то спешишь, куда-то опаздываешь. Я давно уже взял себе за правило спешить не торопясь. Иначе себе дороже выходит. Хотя бы потому, что твое мастерство, если оно есть, не смогут учесть и оценить все, кто едет рядом с тобой. Кого-то ты прижмешь, кого-то подрежешь - такое вождение создает аварийные ситуации на дорогах. Однако надо помнить не только об этом. Давно уже подсчитано, что при плотном городском движении лихая езда не дает большой экономии времени. Если голова на плечах, то выиграть можно по-другому - научившись предвидеть любую ситуацию, которая может случиться в следующую минуту, и загодя приготовиться к ней.
НЕ ВЫЕЗЖАЙ НА НЕИСПРАВНОМ АВТОМОБИЛЕ
Очень часто пробки образуются из-за того, что бездумные водители пренебрегают этим элементарным правилом. В некоторых странах, например в Японии, на загруженные трассы не допускаются автомобили старше двух лет, поскольку могут выйти из строя, заглохнуть, остановиться в неподходящий момент и создать помехи движению. Нам такая строгая система пока не подходит, поэтому автомобилисту, у которого сломался автомобиль в потоке, надо прежде всего не волноваться, не дергаться, а постараться очень быстро сориентироваться, решить, что делать. Включить мигалки и стартером или руками убрать свое авто с проезжей части на тротуар, на обочину или просто на правую сторону улицы. А вообще на автомашине, которая может подвести, и вы об этом знаете, лучше вовсе не занимать скоростной левый ряд. Надо думать и о других и всегда помнить: только за пять минут вынужденной остановки за вашим авто может выстроиться очередь в 50 автомашин!
Не мешает помнить и о том, что неисправность нередко снижает маневренность автомобиля во много раз, не позволяет быстро перестроиться из ряда в ряд и так далее.
Приучитесь не выезжать на трассу, если у вашего автомобиля грязные окна, габаритные фонари, мигалки и зеркала. Когда на дворе зима и слякоть, надо особенно следить за тем, чтобы не запотевали стекла, а в бачке всегда была жидкость для промывки переднего стекла. Некоторые водители считают специальную жидкость непозволительной роскошью, а вот гаишники утверждают, что из-за плохой видимости, помех впереди происходит немало аварий. Так что решайте сами, экономить или нет на жидкости для промывки ветровых стекол.
НЕ ИЗУЧИВ РОДНОЙ ГОРОД, НЕ САДИСЬ ЗА РУЛЬ
Каждый водитель обязан знать несколько путей до места, куда он собирается попасть в час пик. Если вы едете на автомобиле утром на работу, то заранее наметьте не менее пяти маршрутов своего движения. Заведите журнал и подробно отмечайте, где и в какое время обычно появляются пробки. С главного маршрута наметьте несколько объездных путей и при случае пользуйтесь ими. Старайтесь, чтобы в ваши маршруты не попадали проезды по дворам. Это опасное занятие не только потому, что двор не предназначен для езды на автомобилях, но и в силу того, что можно застрять в каком-нибудь тупичке. Маршруты можно наметить заранее, используя для этой цели домашний компьютер. Сейчас появились очень подробные карты московских улиц. По ним можно быстро разобраться и просчитать варианты движений из любого пункта. Особенно если вы в свой компьютер будете регулярно вносить сведения о ремонте проезжей части дорог, которые также можно услышать на специальных волнах радио. О авторадио я не говорю, поскольку, наверное, многим московским автолюбителям оно знакомо. Во всяком случае, пользоваться сведениями о загруженности основных магистралей Москвы в то или иное время удобно.
НЕ НАРУШАЙ ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Если некоторые думают, что, выехав на встречную полосу или постоянно меняя рядность движения, можно быстрее достигнуть цели, то они глубоко ошибаются. Тут надо просто знать, что, например, при обычном перестроении ваш автомобиль некоторое время будет занимать сразу два ряда. А это в час пик является непозволительной роскошью. О движении по встречной полосе даже и говорить не стоит. Одно дело - постоянные и самые страшные аварии, когда автомобили сталкиваются лоб в лоб. А другое - неуважение к остальным участникам движения, создание для них помех и неудобств. Третье предостережение тоже нельзя сбрасывать со счетов: автомобиль, который "вышивает" на проезжей части, то есть мечется из ряда в ряд, обгоняет по встречной полосе, сигналит, мигает фарами, всегда замечается гаишниками. А это часто оборачивается потерей времени, нервов и денег. Спокойная езда - быстрая езда. Это говорят профессионалы.
Но есть одно нарушение, которое совершают практически все водители, хотя и знают: из-за него не рассасываются пробки, а, наоборот, только увеличиваются. Речь о выезде на занятый перекресток. Между тем правила гласят, что выезжать на него нельзя даже при зеленом сигнале светофора. Пункт нарушается сплошь и рядом и даже при "живом" милиционере. Точно так же нарушаются правила переезда "зебры", обозначенного перекрестка и так далее. Все эти нарушения кажутся мелкими, но в итоге нарушают порядок движения, а значит, создают пробки. Ведь там, где беспорядок, там и пробки.
Смотри на несколько машин вперед. Хотя бы на пять. Если не хочешь увязнуть в пробке, надо предвидеть ситуацию. Делать это нетрудно, если приучить себя постоянно смотреть, что творится впереди: почему вдруг задержка, в каком ряду сломалась машина, какой свет светофора будет через пару минут и так далее. Эти сведения должны анализироваться автоматически в голове каждого водителя. Чем больше деталей вы будете замечать, тем точнее сумеете сориентироваться в пробке. Не стесняйтесь спросить встречного водителя, как обстоят дела на следующем перекрестке, чтобы решить, как вам ехать к цели.
Хорошо, если вы научитесь моделировать возможные ситуации. Например, стоят у обочины два мужичка в явном подпитии. Чуть сбросьте газ, может, символически, но приготовьтесь тормозить, если кого-то из мирно беседующих на обочине хмель качнет или даже выбросит на дорогу. Впереди остановка общественного транспорта: опять усиленное внимание. Кусты, заросли, деревья у дороги - за ними могут скрываться люди, животные, готовые выскочить наперерез вашей машине. Днем, когда видно лучше, полоса не играет особой роли в движении, выбирайте любую, но не занимайте левую, скоростную. Вечером, ночью лучше держаться средней полосы: чтобы успеть среагировать на неожиданное появление чего-нибудь из темноты. Замечу также, что моделирование возможных впереди ситуаций хорошо снимает монотонность состояния - опытные водители это хорошо знают.