АВТОРИТЕТНАЯ МАРКА

Наша справкаВладимир Штернфельд родился в 1937 году. Является заслуженным строителем СССР. Долгое время был на руководящей работе. При этом дважды исключался из рядов КПСС, чему в немалой степени способствовала его национальность. В 1992 году на базе небольшого цементного завода основал компанию "РосШтерн", впоследствии переименованную в "Штерн Цемент". Сейчас в компании пять крупнейших цементных заводов, комплексы современных растворобетонных узлов, заводы по производству сухих смесей, карьеры по добыче щебня и строительного песка.

Открытое акционерное общество "Штерн Цемент" всего за пять лет вышло в лидеры цементной отрасли России и продолжает наращивать производство и продажу своей продукции. По предварительным данным, в нынешнем году компания поставит предприятиям строительного комплекса не менее шести миллионов тонн цемента. Основу производственной мощности составляют три завода: "Мальцовский портландцемент" в Брянской области, "Михайловцемент" под Рязанью и "Липецкцемент". Кроме того, в холдинг входят Песковский комбинат строительных материалов в Московской области, фирма "Ремикон" (в настоящее время ООО "Штерн Бетон") с замкнутым циклом производства и реализации бетона - от добычи песка и щебня до поставки бетона на стройплощадки. Сегодня эта фирма имеет пять комплексов по производству бетона - растворобетонные установки (РБУ).
Сейчас производственные мощности холдинга увеличиваются еще на два завода. К нему примкнул Савинский цемзавод из Архангельской области. Ведутся переговоры о приобретении Воркутинского цементного завода.
Сам по себе процесс концентрации производственных мощностей в один кулак вполне закономерен. Сегодня многие российские промышленные предприятия стремятся консолидировать свои силы, чтобы уверенно чувствовать себя в конкуренции с иностранным капиталом.
Однако в истории создания и развития холдинга "Штерн Цемент" имеются, на мой взгляд, две существенные особенности. Во-первых, создавался он на базе далеко не самых лучших предприятий в отрасли. Взять тот же "Михайловцемент". Предприятие буквально "лежало на боку". Цеха простаивали, люди сидели без зарплаты месяцами. Сегодня завод не узнать. Растет производство, коренным образом изменились условия труда. Строится жилье. Ожил не только завод, но и поселок, в котором он расположен. Достигнуто это, конечно, не по мановению волшебной палочки. "Штерн Цемент" львиную долю полученной прибыли вкладывает в техническое оснащение своих предприятий современным оборудованием. В нынешнем году, например, на Липецком и Мальцовском заводах введены в эксплуатацию новые обжиговые печи. После перевода Михайловского завода на газовое топливо здесь намечается реконструкция двух помольных мельниц, с переводом их на замкнутый цикл.
Вторая особенность, которую редко встретишь в других холдингах и концернах, - это особый, я бы сказал, доверительный микроклимат в производственных коллективах. Здесь нет деления на управленческую элиту и бессловесных исполнителей "воли хозяина". Любая полезная инициатива, деловое предложение работника, независимо от того, какую должность он занимает, на каком участке трудится, всегда находит поддержку у руководства. По всем проблемам, возникающим на производстве, администраторы любого ранга не стесняются советоваться с людьми. Открытость, доброжелательность в отношениях между начальством и подчиненными - стиль, утвержденный здесь президентом компании Владимиром Штернфельдом. Его пример, как говорится, другим наука.
В этом еще раз довелось убедиться во время проходившего на днях в Москве слета бригадиров и мастеров холдинга.
ПОГЛЯДИМ В ГЛАЗА ДРУГ ДРУГУ
Выступление Владимира Давидовича перед посланцами предприятий поначалу вызвало у меня удивление. Слишком уж непривычным показалось оно для подобного мероприятия.
- Сегодня мы собрались здесь, - сказал президент компании, - чтобы открыто и прямо посмотреть друг другу в глаза. Вместе решить, как нам жить дальше. Поэтому я вас прошу, не надо на этой трибуне тратить время на славословие, взаимные комплименты. Свои недостатки, как и положительные качества, я знаю не хуже вас. Так что давайте говорить о деле, о том, как нам увеличить производство и продажу своей продукции, чтобы нашим людям жилось хоть немного получше.
Такое начало определило деловой тон дальнейших выступлений на слете. Мастера и бригадиры, поднимаясь на трибуну, говорили в основном о том, что им мешает в работе. О запасных частях, хотя на приобретение их тратятся большие средства.
А ведь можно было весь разговор свести к перечислению достижений. Благо они есть, и не малые. Ежедневно компания отгружает потребителям 25 тысяч тонн цемента, обеспечивая таким образом более четверти общей потребности в России. За три года производство его увеличено вдвое. Но, несмотря на это, Владимир Штернфельд считает, что пяти заводов для компании мало. Российский рынок позволяет увеличить производство цемента. Необходимо быстрее заполнить его, пока это не сделали другие.
Действительно, нынешние показатели отечественной отрасли выглядят весьма скромно в сравнении с другими странами. Турция, например, размеры которой не идут ни в какое сравнение с Россией, производит за год 35 млн. тонн цемента, США - 90 млн. тонн. Китай - и вовсе 540 млн. тонн. А Россия с ее размахом - всего 32 млн. тонн.
В бытность Советского Союза Российская Федерация производила 85 миллионов тонн цемента. Во времена Гайдара объемы упали до 27 миллионов тонн. При этом Егор Тимурович, помнится, еще и восхищался - раньше, дескать, вон сколько производили и не хватало, а сейчас этот цемент некуда девать. Такие вот разные, оказывается, бывают "достижения". Штернфельд же, наоборот, ставит задачу добиться в будущем году производства "хлеба строительной индустрии" не менее 10 млн. тонн.
Из беседы с Владимиром Давидовичем.
- Ваше акционерное общество является крупнейшим производителем цемента в России. Казалось бы, цель достигнута, можно передохнуть. Что заставляет вас все время идти дальше, развивать производство, увеличивать масштабы компании?
- В цементную промышленность я пришел по решению Московского горкома партии еще в 1998 году. Назначили директором отстающего предприятия - цементного элеватора. Он много простаивал, люди были недовольны. Вместе мы смогли изменить ситуацию.
В период так называемых рыночных реформ пришлось приспосабливаться к новым условиям, вести дело, исходя из новых реалий и новых законов.
По характеру я оптимист. Многое, о чем мечталось, достигнуто. Мы создали нормально работающий коллектив. Все время наращиваем объемы, решаем социальные проблемы, которые сейчас, на стадии ранней демократии и молодого капитализма, заботят далеко не всех предпринимателей. Как можно остановиться в такой ситуации? Я хочу, чтобы жизнь наших сотрудников хоть постепенно, но приближалась к нормальному уровню. А для этого надо больше производить и больше зарабатывать.
"КАПИТАЛИСТ, МОЖЕТ, И ПЛОХОЙ, ЗАТО ДУМАЕТ О ЛЮДЯХ",
- уверяла меня Галина Рогова, бригадир с Песковского комбината строительных материалов. Дело в том, что перед перерывом Владимир Давидович заявил с трибуны: плохой, мол, из меня капиталист. Другие каждую копейку в банк несут, а я все заставляю в производство вкладывать да в содержание поселков.
- Вы с людьми нашими поговорите, - продолжала убеждать меня Рогова. - Летом ребятишки в пионерском лагере отдыхают. А некоторых за рубеж, в Египет отправляют. Квартиры наконец-то стали получать.
Из бухгалтерского отчета узнал, что в нынешнем году компания потратила на социальные льготы 56 миллионов рублей. Все заводы "Штерн Цемента" являются поселкообразующими. Других предприятий в них, как правило, нет. Бюджеты местных властей слишком тощие, чтобы содержать в нормальном состоянии жилье, объекты культуры и общественного питания. Вот и приходится покрывать эти расходы из доходов компании.
Не логичным, казалось бы, является и стремление капиталиста Штернфельда увеличивать численность работающих на предприятиях. Другой работы для населения там нет, убеждает он своих помощников, поэтому давайте создавать новые рабочие места. Организуйте приготовление сухих смесей. Пора приобретать шиферные заводы.
При этом он строго следит, чтобы зарплата работников не снижалась, а росла.
На Песковском КСМ, к примеру, в среднем люди получают по 5300 рублей в месяц. Самая низкая зарплата в холдинге на Михайловском заводе - 4502 рубля. В сравнении с тем, что зарабатывают другие в этом районе Рязанской области, такая сумма кажется огромной. На слете бригадиров было заявлено, что в будущем году средняя зарплата в компании должна быть не ниже семи тысяч рублей. Надо заметить к тому же, что все работники здесь обязательно получают бесплатные обеды.
Из беседы с Владимиром Давидовичем.
- Вы считаете, что тратить деньги на социальные льготы выгодно?
- Безусловно. Если человек спокоен за своих близких, если семья сыта и он уверен, что в случае необходимости врач придет вовремя, он думает о том, как лучше выполнить работу, как больше принести пользы предприятию. Мы от этого только выигрываем. Я убежден, что самые высокоэффективные инвестиции - это вложения в людей. Люди за заботу отдадут сторицей.
Недавно я проводил собрание в Брянске. Рабочие много задавали вопросов и много критиковали. Хорошая была беседа. А потом я попросил их подумать, как можно сделать рывок до четырех миллионов тонн цемента в год.
"Вы, ребята, - говорю, - русские люди. Мы с вами, если оценить объективно, талантливее и умнее зарубежных коллег. Надо только от спячки, застоя проснуться".
Они посовещались, потом пришли ко мне и сказали: "Сделаем".
Я каждый день слежу, как работают наши предприятия. Вижу: все получается у брянских цементников, как намечали.
Условия, созданные в компании "Штерн Цемент", должны, казалось бы, каждого работника заставить дорожить своим местом, высоко держать марку предприятия. Впрочем, большинство так и относится к своему делу. Однако и здесь порой случаются неблаговидные поступки. Выступая на слете бригадиров и мастеров, генеральный директор охранного предприятия "Стрельцы" Анатолий Вуколов привел несколько весьма печальных примеров.
Только в нынешнем году охрана задержала 370 человек, пытавшихся украсть цемент с предприятия. 350 человек были остановлены на проходной в состоянии сильного алкогольного опьянения. Только по этой причине на предприятиях погибли два человека. Случается, люди пытаются снять и унести дорогостоящие приборы.
Правда, трагедии из этого никто здесь не делает. Оправдать это нельзя, но понять можно. Несколько лет на глазах этих людей шло разрушение производства, где они работали, к чему привыкли. Тащили все, что плохо лежит. Так что и сейчас рецидивы случаются.
В перерыве мы беседовали с прибывшими на слет воркутинцами. Ситуация у них аховая. Производство приносит только убытки. Весь коллектив ждет, когда "Штерн Цемент" возьмет их под свое крыло. Так вот там, чтобы сохранить оборудование, не дать растащить его, рабочие создали свою дружину и охраняют завод.
- Как же иначе, - рассказывает бригадир цеха помола Александр Шушпаков, - вся наша семья - жена, два сына и невестки работают на этом предприятии. С ним у нас связана вся жизнь. Потому и охраняем.
Оказаться в долговой яме Воркутинскому цементному заводу "помогли" энергетики. Минувшим летом, когда спрос на цемент был максимальным, предприятие отключили от энергосистемы за просроченную задолженность. Тем самым окончательно загнали его в экономический тупик, людей оставили без зарплаты.
ЧТО В ИМЕНИ ТВОЕМ
Предприятия холдинга производят 16 марок цемента. Но есть еще одна марка - фирма "Штерн Цемент". Если на мешках или в документах вы видите это название, не сомневайтесь, качество цемента будет отличным. Проверено неоднократно.
Борьба за качество - сегодня одна из важнейших задач каждого коллектива компании.
Дело в том, что "Штерн Цемент" на 50 процентов обеспечивает цементом строительный комплекс Москвы и восьми областей Центральной России. А впереди более грандиозные планы с выходом на европейский рынок. Добиться этого можно лишь одним способом - выпускать продукцию более высокого качества, чем конкуренты. Значит, нужны высококвалифицированные кадры. Участники слета бригадиров и мастеров предложили создать в компании курсы повышения квалификации работников. Судя по реакции, эта идея пришлась по душе президенту Владимиру Штернфельду.
- Такая школа нам нужна, - заявил он, - и она будет действовать под моим непосредственным патронажем.
Еще одной важной проблемой является экологическая защита окружающей среды. Принято считать, что цементное производство весьма вредное. Тут тебе и силикоз, и прочие напасти. К сожалению, любое промышленное производство, будь то нефтедобыча или металлургия, наносит определенный вред природе. Однако его можно свести к минимуму, если правильно организовать дело. В компании "Штерн Цемент" денег на это не жалеют, в чем смогли убедиться эксперты Всемирного банка, которые недавно проводили на предприятиях холдинга экспертизу на соответствие производства международным стандартам.
Кстати, как ни парадоксально это звучит, но именно цементные заводы являются своеобразными ассенизаторами наших городов и поселков. В Липецке такой завод специально был построен для утилизации отходов с Новолипецкого металлургического комбината. Все шлаки здесь идут в цементное производство. В Брянске в печах обжига сжигают использованные автомобильные покрышки.
Владимир Штернфельд решил послать группу своих работников в Германию, изучать опыт сжигания в печах цементного завода городских бытовых отходов. Такая технология позволяет не только экономить топливо, но и очистить городские свалки.
В заключение хочу сказать, что слет бригадиров и мастеров холдинга оказался весьма полезным и плодотворным. В ходе его по предложениям представителей предприятий оперативно было принято несколько важных решений. В частности, о необходимости строить свою фабрику для пошива качественной спецодежды, о создании при президенте компании главного совета бригадиров.