10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ШКОЛЬНЫЙ БАЛЛ

Мацкявичене Марина
Опубликовано 01:01 27 Ноября 2002г.
Пятибалльная система школьных оценок скоро прикажет долго жить. Об этом вдруг разом и безапелляционно заговорили министерские чиновники и представители педагогической науки. Их логика понятна: грядущее введение образовательного стандарта, профильного обучения в старшей школе и единого государственного экзамена (ЕГЭ) непременно потребует нового подхода к оценке знаний учащихся. Впрочем, уже сейчас результаты экспериментального ЕГЭ оцениваются по 100-балльной шкале, а некоторые гимназии и лицеи, причем не только столичные, но и провинциальные, не дожидаясь указаний сверху, давно ввели у себя в качестве высших оценок "шестерки" или "двадцатки".

В разные периоды истории российского образования уровень знаний школяров оценивали по-разному: то словесно, то цифрами, то словами и цифрами вместе. К примеру, в ХVIII веке о сегодняшних отличниках сказали бы, что они "учения изрядного", а те, кого мы зовем двоечниками - "учения безнадежного". Были знакомые нам по художественной литературе "хоры", "уды" и "неуды"... Цифровую пятибалльную систему в России в позапрошлом и прошлом веках то вводили по примеру других стран, то отменяли - из-за ее, как тогда говаривали, "излишнего формализма, жестокости и бессердечности". Оценкам и впрямь в жизни дореволюционных гимназистов придавалась огромная роль - из-за полученной на экзамене "единицы" молодые люди способны были пойти на самоубийство. С 1918 года по решению новых властей вместо баллов стали писать на каждого ученика развернутые характеристики, но педагоги на свой страх и риск потихоньку продолжали по старинке выставлять оценки. И их в конце концов снова узаконили, сначала в словесном виде, а с 1944 года и по сей день - и в цифровом.
Если как следует всмотреться и вдуматься в давно привычную россиянам систему школьных оценок, то можно увидеть, что в действительности она не является в полном смысле пятибалльной. Во-первых, хотя бы потому, что один или два балла, сколько их не складывай-перекладывай, в действительности всегда будут равны нулю, а во-вторых, три оставшиеся положительные отметки, как правило, не лишены нюансов. Ну, например, в чем разница между "пять с минусом" и "пять с плюсом"? Что такое "слабая тройка" или "крепкая четверка"? Все знают, что в классе у ребят разные способности, разная усидчивость, разная мотивация к учению. И "тройка" или "пятерка" у каждого своя. Допустим, нерадивому пареньку, наконец-то взявшемуся за ум, учитель в качестве поощрения может поставить пять баллов за явно "четверочный" ответ, а блестящему ученику, лишь запнувшемуся на стихотворной строке, снизить оценку. Возможно, с воспитательной точки зрения педагог и прав, но не более того.
Субъективизм при выставлении школьнику как текущей, так и экзаменационной оценки становится настоящим врагом ученика, да и самого учителя, когда речь заходит о выпуске из школы или поступлении в высшее учебное заведение. В разных школах России "четверка" означает далеко не одно и то же, в некоторых она с трудом тянет на хилый "трояк". А сколько было примеров, когда золотые медалисты с треском проваливались на вступительном сочинении в вуз...
Какова же оптимальная в таком случае шкала школьных отметок? Окончательного ответа на этот вопрос пока нет. В ближайшие месяц-полтора Министерство образования разошлет по регионам письма для обсуждения в педагогических коллективах. Через полгода, когда все учителя выскажут свое мнение, картина более или менее прояснится. И вот тогда из всех вариантов будет выбран наиболее приемлемый. Переход же на новую оценочную систему ожидается не ранее, чем к 2004 году.
Сейчас разброс мнений колеблется от трехбалльной до 100-балльной шкалы. А известный педагог Шалва Амонашвили вообще ратует за безоценочную систему, так как убежден, что "уничтожающая единица" равно как и "торжествующая пятерка" являются способом давления на ребенка: "Каждый человек за время учебы в школе получает в среднем две тысячи отметок. Измерял ли кто-нибудь, сколько стрессов стоит за этой цифрой? Можно, конечно, ввести 100-балльную систему, но есть ли уверенность, что от этого наше образование станет в 100 раз лучше?".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников