КОРНИ КРЕПКИ

О трудностях единения двух государств, о путях их сближения рассуждает заслуженная артистка России, кандидат искусствоведения Ирина Егорова. Многим читателям она запомнилась по фильму "Белые росы". Возможно, и этот непредубежденный взгляд деятеля культуры окажется полезен политикам в поиске верных решений.

- Ирина, по происхождению вы - белоруска, живете в Москве. Как вы относитесь к возможному объединению двух государств? Какова роль в этом деятелей культуры?
- Я белоруска наполовину. По материнской линии - коренная минчанка, а отец - русский, ставропольский. Я и сама - наглядный пример того, как сроднились два народа.
На мой взгляд, Россия и Белоруссия неотделимы друг от друга, как родные сестры. И роль деятелей культуры в процессе единения непереоценима. Литература, кино помогают вспомнить общие исторические корни. Еще в средневековье наши народы были неразрывно связаны. Это касается в том числе и знаменитого Великого княжества литовского. В его основе были славянские народы, оно находилось на территории нынешней Белоруссии, части Украины и западнорусских земель, включая Смоленск. Мне говорят: "В XII веке Белоруссии как таковой не было!" Но ведь это не совсем так. Была земля, населенная нашими предками, было христианское государство, достаточно крупное по тем временам. Даже само выражение "уйти в литвины" воспринималось в Московской Руси не как измена, а как переход в подданство такого же славянского государства. Люди ходили из Руси в Литву и обратно, никто не видел в этом ничего зазорного. Это был период тесного симбиоза народов - две державы сосуществовали, взаимно дополняя друг друга. Даже впоследствии, когда Великое княжество литовское объединилось с Польшей в Речь Посполитую, влияние белорусского и русского народов оставалось там очень сильным - и в политике, и в культуре.
Я много занимаюсь этой проблемой, часто "раскапываю" новые факты взаимовлияния. Например, во многих польских театрах вплоть до конца XVIII века работали талантливые белорусские актеры. Да и известные исторические личности - великие литовские князья Витовт и Ягайло, судя по всему, были славянами. Мне чужд фанатизм любого вида - национальный, религиозный, нравственный, но присуща гордость за свою национальную принадлежность: во мне есть и русская, и белорусская кровь - кровь потомков Великого княжества литовского и Московской Руси...
- Не значит ли, что противоестествен распад Советского Союза, который привел к обособленности славянских республик?
- Духовное постсоветское пространство на самом деле не распадалось. Те, кто вносит свою лепту в его развитие, слышат друг друга, и без этого они не могут творчески и личностно состояться. Общность, на мой взгляд, легко восстановить. Нужны активные люди, одержимые идеей созидания, укрепления связей. К сожалению, их пока очень мало.
- Но разве единение народов должно строиться на желаниях отдельных личностей, а не на стремлении самих наций, на экономико-политической базе?
- Безусловно, но есть люди, которые и являются выразителями этих стремлений. А в их основе - многовековой опыт. Впервые Русь - имею в виду и Великую, и Малую, и Белую - осознала себя единым народом после Куликовской битвы. Особенно это проявлялось во время войн, великих сражений - Сталинградской битвы, Курской и других. Все независимо от национальности шли в бой в едином порыве: "За Родину!" И думаю, что в нашей нынешней непростой социально-экономической ситуации снова обостряется тема единения. Здоровый патриотизм, основанный на сохранившейся духовной общности, поможет подняться нашим народам.
- То есть, по вашему мнению, духовное объединение должно предварять объединение политическое или экономическое?
- Стопроцентно! Без единого духовного пространства трудно запустить механизмы полноценных экономических и политических процессов. В основе духовного единения лежит патриотизм. К сожалению, с некоторых пор это слово стало чуть ли не ругательным, его дискредитируют различные радикальные группы, не имеющие отношения к патриотам. Культура прежде всего - это культ света, который мы должны нести обществу. Мы должны помочь людям понять: они живут ради того, чтобы творить добро, чтобы любить. В том числе и свою Родину. А она у всех у нас одна.
- Может, многие проблемы нынешних взаимоотношений Белоруссии и России возникают то ли из-за неприятия собственной истории, то ли из-за ее незнания?
- Мы не имеем права предавать забвению свое прошлое. Нельзя забывать, что оно отражается эхом в будущем. Это имеет отношение не только к политике, но и к моей творческой профессии. Как искусствовед, я много занимаюсь историей театрального искусства Белоруссии XII - XIX веков на основе материалов иконографии. Именно по этой теме защитила свою кандидатскую диссертацию. Так вот, изучив массу источников, я стараюсь воссоздать "портрет" своего народа на протяжении крупного исторического отрезка времени. Убедилась в том, что все хорошее, имеющееся не только в отдельном человеке, но и в нации в целом, происходит от исторических корней, а мы, к сожалению, часто об этом забываем.
Меня очень возмущает, когда люди говорят: "Да, у нас еще многое плохо, но ведь мы только начинаем!" Сколько же раз может такая страна, как наша, все начинать с нуля? Конечно, сделана непоправимая уже ошибка, когда крупнейшее в мире государство было разрушено, - я имею в виду Советский Союз. Теперь пытаемся по кускам его восстановить, хотя бы отчасти. Конечно, процесс этот долгий и трудный, но это не начало. Единое духовное пространство сохраняется, а это значит, что полного разрушения, к счастью, и не произошло.
- Получается, общее будущее России и Белоруссии больше связано со слиянием культур, чем с интеграцией экономики?
- Сейчас времена такие, что со мной могут не согласиться. Но я думаю именно так. Да и не только я. Еще историк Лев Гумилев, выступая против очернения прошлого нашего народа, доказывал, что страна у нас особая - суперэтнос, "мозаичное" единство. Российская империя образовалась потому, утверждал он, что именно русский народ вошел в дружественный контакт с более чем сотней этносов. Я с ним целиком согласна. Для русских характерно умение понимать и принимать другие народы. Белорусы такие же. И тем более естественно наше единение.