ПУТЬ К ЛЫСОЙ ГОРЕ ОТКРЫТ

В минувшую пятницу в Госдуме произошло событие, неизбежные последствия которого мы все увидим

В минувшую пятницу в Госдуме произошло событие, неизбежные последствия которого мы все увидим очень скоро. Речь идет о поправках в Лесной кодекс. Характерно, что законопроект, не набравший с утра нужного количества голосов, в седьмом часу вечера понравился депутатам значительно больше, и теперь у оппонентов надежда лишь на то, что президент его не подпишет.
Поправки "продавил" комитет по природным ресурсам и природопользованию, а в роли автора выступил председатель комитета по аграрным вопросам Геннадий Кулик: "Все поля у нас заросли лесом, с этим делом давно пора кончать". Поправки фактически предусматривают введение частной собственности на леса зеленой зоны вокруг больших городов. Пока изъять их из Гослесфонда для государственных и общественных нужд можно лишь в исключительных случаях (например, выполнение международных обязательств, строительство магистральных трубопроводов, линий связи, электропередачи при отсутствии иных вариантов размещения). Для этого нужно постановление правительства России. Новые поправки позволяют леса, имеющие рекреационное значение, передавать в пользование частным лицам. Иначе говоря, законодательная база под захват экологически ценных территорий общего пользования подведена.
Не трудно догадаться, что скоро пространства в густонаселенной части страны станут абсолютно голыми. Ведь вокруг Москвы уже живого места нет, особенно в престижном западном направлении - знаменитая Николина гора, в недавнем прошлом шумевшая сосновым бором, скоро станет лысой. Здесь в жертву элитным особнякам принесено более двух тысяч реликтовых сосен. За последние 10 лет по меньшей мере три процента подмосковных лесов изъято из Гослесфонда и передано под цели, ничего общего с ведением лесного хозяйства не имеющими. На утверждение в правительство РФ направлено более ста дел, касающихся изъятия участков Гослесфонда Московской области под дачи. Каждое дело снабжено положительным заключением государственной экологической экспертизы.
Те же проблемы вблизи Санкт-Петербурга - живописнейший Карельский перешеек стонет от топоров дровосеков. Да и любой другой крупный город успел это почувствовать.
Законотворческая инициатива не коснулась такого важного аспекта, как условия развития долгосрочной аренды, что было бы большим благом и для природы, и для лесопромышленников, и для государства в целом. Однако авторы поправок в Лесной кодекс, похоже, пеклись совсем о другом - о том, чтобы максимально облегчить процедуру передачи лесных земель под коттеджи.