МИНИСТР ОСЕРЧАЛ НА МЯСО

Правительство признало, что инфляция в России не уложится в бюджетные рамки: будет не 8-10 процентов, а 11. Виновным министр финансов Алексей Кудрин объявил, не в последнюю очередь, мясной сектор. Дескать, из 11 процентов инфляции 1,2 процента придется на рост мясных цен. И причина, по мнению А.Кудрина, кроется в проводимой государством политике квотирования мясного импорта, что является "отходом от либерализации". По этой логике нам надо распахнуть границы перед импортом, а отечественное производство пусть выкручивается как хочет, проигрывая конкурентную борьбу с западными производителями. Что думают по этому поводу "виноватые"? На вопросы корреспондента "Труда" отвечает глава Российского мясного союза Мушег МАМИКОНЯН.

- Мушег Лорисович, почему вы мясные цены взвинтили и огорчили родное правительство?
- На наших производителях нет вины. В правительстве должны знать, что рост мясных цен очень сильно зависит от мировой конъюнктуры. А мясо в этом году на мировом рынке подорожало на 20 процентов. В особенности как раз то, которое у нас не квотируется. Например, свиной жир. Шпиг стал дороже на 70 процентов, а нашим колбасным производствам его требуется очень много. После эпидемии куриного гриппа в Юго-Восточной Азии большая часть стран переключилась на свинину. Так что рост цен на мясо, как видите, объясним.
- Выходит, импортное сало помешало нам выполнить намеченную стратегию сдерживания инфляции?
- Есть и другие причины. Например, в соответствии с требованиями ВТО Евросоюз снизил субсидии своим экспортерам - и цены тут же пошли вверх. А Россия дала маху: ввела деление мясных квот по конкретным странам. Квоты на говядину получил в основном Евросоюз, хотя в это же время гораздо более дешевое мясо предлагала Латинская Америка. Таким образом мы и оказались в заведомо проигрышной ситуации.
- Но кто дал маху? Ведь именно Минэкономразвития распределяло квоты. И обещало при этом изобилие и даже снижение цен.
- Цены снизились на курятину - на 6 процентов. Механизм квотирования в птицеводстве сработал. В отрасль пришли инвестиции, сейчас она динамично развивается. Еще пару лет - и будет рост свиноводства, куда тоже пошел инвестор. Сейчас наша зависимость от мясного импорта составляет примерно 25 процентов - это около 2,5 миллиона тонн в год. Свое производство достигло 5,5 миллиона. В частности, в этом году на 10 процентов выросло производство мяса птицы, а отечественных колбас и полуфабрикатов - на 20. Есть покупательский спрос, да и макроэкономическая ситуация позволяет увеличить доходность АПК и, следовательно, обеспечить приток инвестиций в этот сектор экономики.
- А, может, сейчас все-таки следовало бы отменить квоты, максимально широко открыв границы для импорта?
- Если отменять квоты, то отечественную мясную отрасль надо поддержать хотя бы в том объеме, как это делается в Евросоюзе. Для сведения: в ЕС эта поддержка составляет 30 - 40 процентов от себестоимости выпускаемой аграрным сектором продукции. А в России (и министр финансов это лучше меня знает) на АПК выделяется менее 1 процента ВВП. То есть в 10 раз меньше, чем в начале 90-х годов.