СТАЛИН И ГИТЛЕР В ОДНОМ ФЛАКОНЕ

Вчера в Лондоне открылись крупнейшие торги русским искусством, которые продлятся вплоть до выходных. Их проводят сразу четыре аукционных дома - Sotheby's, Christie's, Bonhams, Mac Dougall's. Устроители интеллигентно распределили часы продаж таким образом, что богатые покупатели могут чинно циркулировать между Нью Бонд-стрит и Сент-Джеймсской площадью, где расположены аукционные галереи, и не пропустить при этом ни одного из торгов.

Нынешние продажи - свидетельство бурного подъема, который переживает рынок русского искусства. 10 лет назад такие продажи здесь устраивали только Sotheby's и Christie's, причем денежный оборот их был относительно невелик. Теперь же русские отделы получают десятки миллионов фунтов, что ставит наше искусство наравне с импрессионистами и "ювелиркой", никогда не выходящими из моды. Всего за пять дней нынче прокрутится более 2,5 тыс. лотов.
Первым стартует Bonhams. Топовым лотом стала работа живописца середины XIX века Алексея Харламова "Портрет девочки в шали", предварительно оцененная в 150-200 тыс. фунтов стерлингов. Харламова можно назвать талисманом Bonhams - вот уже несколько торгов подряд его полотна с очаровательными девочками становятся, если можно так сказать, лицами аукциона.
Sotheby's начинает свою русскую программу с вечернего аукциона. Для профессионалов и постоянных участников антикварного рынка в этом читается новое подтверждение значимости русского искусства. Те же импрессионисты продаются именно на вечерних аукционах. И, конечно, на вечерние продажи попали лучшие лоты. Жанровая картина Константина Маковского "Из быта русских бояр" изображает смотрины невесты (предварительная оценка - 500-700 тысяч). Скорее всего, за это полотно развернется напряженная борьба. Ведь еще в сентябре, на предаукционной выставке (кстати, проходившей параллельно с показом коллекции Ростроповича-Вишневской), его невероятная красота привлекла пристальное внимание коллекционеров.
На этой же продаже выставляется чрезвычайно редкий лот - грамота на дворянство, выданная императором Александром II Дмитрию Бенардаки, известному греческо-русскому промышленнику. Уникальность предмета (предварительная оценка - 70 - 100 тысяч) в том, что лишь нескольким подобным грамотам удалось пережить революцию. Заметим, что Бенардаки оставил заметный след в русской культуре: он был знаком с Гоголем, делился с ним своими наблюдениями о русских нравах, и некоторые из этих рассказов легли в основу поэмы "Мертвые души".
Завтра центр внимания коллекционеров должен переместиться в галерею Christie's. На утренней продаже выставляется пасхальное яйцо-часы работы Фаберже, принадлежавшее семейству Ротшильдов. Аукционный дом привозил его в октябре в Москву на открытие своего филиала, о чем писал "Труд" (N 190 за 2007 год). На второй аукцион, начинающийся после обеда, выставляется коллекция работ Константина Сомова. Рисунки, живопись, фотографии прославленного художника, одного из основателей течения "Мир искусства", представили на торг наследники. Это повышает к нему интерес, поскольку все предметы впервые выходят на рынок. Кроме того, Сомов неизменно привлекает поклонников благодаря пикантной эротике, альковным приключениям.
Завершает Русскую неделю в Лондоне аукционный дом MacDougall's, который, надо заметить, и специализируется исключительно на русском искусстве. Хитом продажи заявлена работа художников-эмигрантов Виталия Комара и Александра Меламида, уехавших в 1970-е годы на Запад и писавших там картины, которые в Советском Союзе не могли бы увидеть свет. Одной из таких картин и является по-лотно со "сложносочиненным" названием "Ялтинская конференция: суд Париса". На ней можно видеть лидеров антигитлеровской коалиции, торжествующих победу над фюрером, и все эти персонажи изображены в виде античных обнаженных героев. Предварительная оценка - 100-200 тысяч.
Конечно, нелегко представить себе человека, который согласится каждый день лицезреть у себя в доме голого Гитлера, Рузвельта и Сталина. Поэтому вдвойне приятно, что одна симпатичная русская боярышня кисти Константина Маковского стоит втрое дороже всех политических монстров, вместе взятых.