Звук «Черного квадрата»

В Третьяковке – мировая премьера оперы ведущего современного русского композитора

Премьера оперы «Для Черного квадрата» Ильи Демуцкого состоится 27 ноября в Новой Третьяковке. Это, без преувеличения, знаковое событие – и нетолько потому, что в мире представляется не более десяти новых опер в год.

Впервые более чем за сто лет одна из главных картин в искусстве XX века обретет звук. «Черному квадрату» Казимира Малевича, созданному в 1915 году, отведена ведущая роль в действе, соединяющем современную академическую музыку, авангард и высокую моду. За костюмы отвечает фэшн-директор постановки, главный редактор журнала GQ Игорь Гаранин. Сенсацией является и то, что впервые в истории мировой оперы премьера такого уровня состоится в одном из ведущих музеев мира, а декорациями станут шедевры супрематизма начала XX века. В связи с особенностями музейного зала, выбранного для спектакля, на каждое из четырех премьерных представлений сможет попасть не более 200 зрителей.

В премьере «Для Черного квадрата» примет участие специально подобранная оперная труппа – 10солистов ведущих российских театров, камерный хор Intrada, а также пианисты Катя Сканави и Владимир Иванов-Ракиевский.

«Черный квадрат» Казимира Малевича — одно из самых известных произведений в истории изобразительного искусства. Каждое поколение предлагает новую интерпретацию картины. Свою трактовку предложил и автор идеи оперы «Для Черного квадрата» – Игорь Конюхов, он же написал либретто вместе с Ольгой Масловой. Создатели спектакля ведут зрителя к началу истории, которая длится уже больше века, и возвращают полотно в пространство театра. Ведь впервые публика увидела его именно как часть декораций к опере композитора Михаила Матюшина и поэта Алексея Кручёных «Победа над Солнцем», поставленной в 1913 году в Санкт-Петербурге.

По замыслу Казимира Малевича, отвечавшего за оформление, черный квадрат закрывал солнце, а белую окантовку следовало понимать как пробивающиеся из-за него лучи света. В аллегории солнечного затмения Малевич и его соратники видели триумф нового мира, победу техники и науки над стихией. В образном ряде, созданном авторами «Победы над Солнцем», черный квадрат означал триумф человеческого разума, вооруженного достижениями прогресса, его победу над природой, которую символизирует солнце: «Мир погибнет, а нам нет конца!» Воплотились ли в жизнь идеи футуристов, принесли ли они счастье и освобождение сознания — эти вопросы лежат в основе оперы Демуцкого.

Илья Демуцкий — один из самых востребованных современных отечественных композиторов, автор более 150 произведений, звучащих на главных сценах России, Европы, Америки и Австралии. На сцене Большого театра идут его балеты «Герой нашего времени» и «Нуреев». По заказу Балета Сан-Франциско композитор написал симфонию-балет «Оптимистическая трагедия». Музыку Демуцкого можно услышать в фильмах «Дух в движении» (официальный фильм о XI Паралимпийских играх в Сочи, 2014) и «Кольца мира» (официальный фильм о XXII зимних Олимпийских играх в Сочи, 2014)». Среди наград композитора — «Золотая маска» за балет «Герой нашего времени», премия Европейской киноакадемии за музыку к фильму «Ученик» и приз BenoisdelaDanse за балет «Нуреев».

10% средств от продажи билетов на представления оперы «Для Черного квадрата» будут перечислены в фонд «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой и Дины Корзун.

Остальные три премьерных показа оперы пройдут в Новой Третьяковке 28-30 ноября.