ЭХ, ПРОКАТИЛИСЬ

Два года назад, в декабре 1998-го, правительство одобрило идею строительства в Туле трассы для проведения одного из этапов автогонок "Формула-1". Но лучше бы не одобряло...

Тульские аналитики уверены: чтобы постановление было принято, заинтересованные лица реализовали следующую схему действий. Кто-то "подбросил" главе города Сергею Казакову идею о строительстве в Туле суперавтотрассы. Коммерческую выгоду, которую сулило предложение, он уловил сразу и отправился за поддержкой к вышестоящему начальнику - губернатору Василию Стародубцеву. Тот не разбирается в гонках болидов, но по такому случаю обратился к соратнику по партии Юрию Маслюкову - тогда первому заместителю председателя правительства. Так появилось на свет странное постановление, которое в Туле кого-то обрадовало, кого-то насмешило, а некоторых просто шокировало.
Особенность документа заключалась в том, что в нем не было никаких обещаний относительно государственного финансирования еще не существующего проекта. Правительство, мол, дает "добро" и окажет моральную поддержку, а автотрассу и всю инфраструктуру к ней придется строить на средства инвесторов, главным образом зарубежных.
В местных СМИ развернулась рекламная кампания. Газеты живописали картину будущих грандиозных строек: гоночной трассы, пятизвездочных гостиниц, казино и ночных клубов, технических центров, медицинских учреждений... Отцы города клятвенно уверяли, что на подступах к Туле уже стоят полчища инвесторов с мешками денег - в одной газете писали, что в этих мешках 400 миллионов долларов, в другой - 3 миллиарда, ни больше ни меньше. Городские экономисты уже подсчитывали грандиозные дивиденды, которые помогут решить все социально-экономические проблемы и сделают Тулу самым процветающим городом России. И, конечно же, как всегда бывает в таких случаях, за рубежи Отечества пришлось направлять тульские делегации во главе с Казаковым. Короче, знаменитый прожект Остапа Бендера по строительству Нью-Васюков казался детским лепетом по сравнению с "Русским кольцом" - именно такое название получил проект.
Тем временем некоторые туляки начали высказывать робкие сомнения относительно возможности осуществления великого замысла. В газете "Тульский курьер" появилась публикация о том, что построенная в Венгрии аналогичная трасса для "Формулы-1" убыточна и существует только за счет дотаций правительства. Затем в местную прессу просочилась информация о том, что Международная федерации автоспорта вовсе не давала "добро" на строительство тульской трассы... Тут бы городским властям призадуматься или как-то объясниться перед публикой. Но вместо того они делают заявление: ничего страшного, граждане, трассу построим, а уж потом как-нибудь приобщимся и к "Формуле-1".
И вот наступил кульминационный момент грандиозной затеи. В Туле регистрируется ЗАО "Русское кольцо". При этом одна из местных газет проговорилась, что уставный капитал этого ЗАО - 20 миллионов долларов. Кто перечислил такие деньги? Неизвестно. Коммерческая тайна.
Тогда-то все здравомыслящие туляки наконец поняли, ради чего дело затеяно. Какие-то умники решили создать в Туле, подальше от глаз московских надсмотрщиков, коммерческую структуру "Русское кольцо", чтобы внутри этого "кольца" вращались десятки и сотни миллионов долларов. Причем вполне легально, под видом реализации благородной идеи, а главное - с благословения правительства, что гарантирует открытие пинком многих дверей и поручительство многих физических и юридических лиц. А что будет построено в итоге - не важно.
Интересно, что в Туле и окрестностях не нашлось достойного предпринимателя, который согласился бы возглавить "Русское кольцо". Генеральным директором ЗАО стал посланец небольшого горского народа Руслан Тхазеплов. На помощь Руслану явился другой пришелец, который представился гражданином Ливана. Величать себя он велел либо мистером Коуэйдером, либо господином Фон дер Лазой. Документов, по всей видимости, у него никто не спрашивал. В Туле его назвали "Мистер Икс". Этот странный тип никогда не снимал шляпу, напоминая своим видом одновременно и гангстера Аль Капоне, и товарища Саахова из "Кавказской пленницы".
Но местные власти отнеслись к забавному иностранцу весьма серьезно. Дважды человек в шляпе рассказывал о своих связях с величайшими бизнесменами мира, говорил, что уже заплатил за разработку проекта автотрассы несколько сотен тысяч долларов и даже демонстрировал какие-то картинки. Происходило все это не в маленькой психиатрической больнице, а в большом зале заседаний администрации Тульской области, и слушали "Мистера Икса" не душевнобольные пациенты, а высшие чиновники города и области.
Кончилось тем, что проектом "Русское кольцо" заинтересовались российские компетентные органы. А после визита в Тулу "Мистера Икса" интерес к проекту проявил Интерпол. И на вопрос: "Когда же начнется строительство спортивной автотрассы?" ответственные товарищи шепотом отвечают примерно так: "Давай не будем, давай забудем..."
Да, велика еще в нашем народе любовь к быстрой езде и... легким деньгам.
ЗАО "Русское кольцо" перестало существовать всего после нескольких вызовов в компетентные органы и просмотров документов. Поэтому уголовных дел возбуждено не было. Мэр города Сергей Казаков сделал публичное заявление: за границу, мол, ездил не на бюджетные, а на спонсорские деньги. Кто-то ему, наверное, поверил. А директор ЗАО "Русское кольцо" Руслан Тхазеплов куда-то исчез. Розыск его не объявляли, поскольку ничего противозаконного он совершить не успел.
Совсем недавно Сергей Казаков покаялся перед земляками, назвав затею с "Формулой-1" своей самой большой ошибкой.
Говорят, кто-то на ошибках учится, но глава города загорелся другой идеей: создание в Туле свободной экономической зоны Чешской Республики...