КОВЫКТИНСКАЯ ЗАКАВЫКА

В декабре "иркутская тематика" довольно часто обсуждалась в московских коридорах власти.Обе палаты российского парламента - сначала Дума, а затем Совет Федерации - рассматривали проект Федерального закона "Об участках недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции (Ковыктинском газоконденсатном месторождении)". Напомню, что речь идет о промышленном освоении расположенного на территории Иркутской области крупного месторождения, запасы которого, по разным оценкам, составляют от 1,2 до 1,5 трлн. куб. метров природного газа. Первый этап освоения Ковыктинского месторождения специалисты оценивают в астрономическую цифру - 5,5-6 млрд. долларов. У государства такие средства отсутствуют, и поэтому реализация проекта возможна только с привлечением средств инвесторов на условиях раздела продукции.

Значение проекта трудно переоценить. Его реализация направлена на решение целого комплекса как геополитических задач России, так и насущных социально-экономических проблем всего восточносибирского региона. В ходе своего недавнего официального визита в Монголию президент РФ Владимир Путин назвал данный законопроект в числе приоритетных в плане реализации новой стратегии России в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Освоение месторождения, строительство международного трубопровода с последующей транспортировкой газа (ежегодно в объеме до 20 млрд. куб. м) сначала в северные районы Китая, а затем и в другие государства АТР, позволят России занять прочное место на этом, пока малоосвоенном рынке. Законопроект, по мнению председателя Комитета по энергетике, транспорту и связи Госдумы Владимира Катренко, "это элемент как большой политики, так и больших инвестиций. Если в самое ближайшее время российский газ не придет на азиатский рынок, наше место тут же займут конкуренты".
Разработка Ковыктинского месторождения имеет исключительно важное значение для социально-экономического развития Восточной Сибири. Осуществление проекта обеспечит топливно-энергетическим сырьем не только Иркутскую область, но и ее ближайших соседей - Читинскую область и Республику Бурятия, создаст производственную и транспортную инфраструктуру для освоения других месторождений восточносибирского региона, вдохнет новую жизнь в деятельность таких градообразующих предприятий, как, например, Ангарская нефтехимическая компания. "Реализация проекта, - считает заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от Иркутской области Виталий Шуба, - предоставит нам возможность развязать целый узел накопившихся проблем: значительно улучшить инвестиционную привлекательность Прибайкалья, увеличить налогооблагаемую базу поступлений в областной бюджет и, следовательно, повысить социальные расходы на нужды пенсионеров, учащейся молодежи, а также здравоохранения, образования, науки". По предварительным оценкам, строительство и эксплуатация комплекса приведет к созданию более трех тысяч новых рабочих мест в Иркутской области, что особенно важно для трудоизбыточной зоны БАМа.
Несмотря на очевидное государственное значение законопроекта о разработке Ковыктинского месторождения, его судьба долгое время оставалась неопределенной. Первоначально инициированный администрацией Иркутской области проект данного закона в дальнейшем был ей же, по существу, дезавуирован и в результате "застрял" в парламентских коридорах почти на год. Он был реанимирован группой депутатов от Иркутской области - Юрием Теном, Виталием Шубой, Константином Зайцевым, Сергеем Левченко и Юрием Куриным, которые, используя свое влияние в думских комитетах и фракциях, добились принятия этого принципиально важного для Приангарья законопроекта. Госдуму законопроект прошел, что называется, без сучка и задоринки. Соотношение голосов по итогам третьего, решающего чтения - 325 "за" и только 4 "против" - лишнее свидетельство того, что депутаты-иркутяне свою часть пути прошли.
Проблемы начались, когда 20 декабря законопроект поступил на рассмотрение верхней палаты российского парламента - Совета Федерации. По весьма странному стечению обстоятельств иркутский губернатор Борис Говорин, который по логике вещей должен был буквально драться за данный законопроект и убеждать своих коллег-сенаторов поддержать его, это заседание даже не почтил своим присутствием. Примечательно, что в роли самого последовательного сторонника ковыктинского законопроекта выступил Игорь Фархутдинов, губернатор Сахалинской области, где освоение нефтяных месторождений на аналогичных условиях раздела продукции позволило Сахалину по итогам этого года выйти на второе место в стране (после Москвы) по объему иностранных инвестиций в экономику. Обсуждение показало, что до освоения Ковыктинского месторождения, которое, без преувеличения, можно назвать проектом ХХI века для всей Иркутской области, еще далеко. Сенаторы приняли решение на время отложить рассмотрение этого вопроса.
Что же произошло? Одни наблюдатели склонны полагать, что проволочки -отголосок того политического раздрая, который наблюдается сегодня в Иркутской области. Все, что в интересах Приангарья делают депутаты, почему-то в штыки воспринимается областной администрацией. Другие усматривают в происшедшем всего лишь ущемленное самолюбие иркутского губернатора: коль скоро законопроект не "губернаторский", а "депутатский" - то хоть трава не расти. И неважно, что от этого пострадают интересы области, областной бюджет недосчитается миллионных поступлений, не будут созданы новые рабочие места. А место России (в конечном-то счете) на азиатском рынке займут более практичные конкуренты.