АВАНТЮРА С ПРИЦЕЛОМ НА МЕДАЛИ

Отставки и назначения тренеров, наряду с переходами игроков из клуба в клуб,- главные для болельщиков события в межсезонье, когда футболисты в отпусках.Не стал исключением и последний декабрь ХХ века. Сменился тренер в подмосковном "Сатурне" - его возглавил Владимир Юрин, подал в отставку пять лет возглавлявший "Ростсельмаш" Сергей Андреев, на смену которому пришел его многолетний помощник Сергей Балахнин... До сенсаций эти перестановки не дотягивали.

Сенсацией стало нежелание руководства шестого по счету столичного клуба - "Торпедо-ЗИЛ", только что завоевавшего путевку в высший дивизион - продлевать контракт с Борисом Игнатьевым, под руководством которого автозаводская команда за два сезона шагнула из второй лиги в элиту российского футбола. Надо сказать, такие события у нас уже становятся чем-то вроде традиции: если раньше тренеры уходили со своих постов, как правило, лишь не сумев добиться заранее оговоренного результата, то ныне обыденным явлением становится то, что тот или иной клуб просто не предлагает наставнику продлить истекающий договор. Так было в "Зените" осенью 96-го с Павлом Садыриным и осенью 98-го с Анатолием Бышовцем, в "Черноморце" год назад с Владимиром Федотовым... Причем во всех случаях клубные боссы оказались не так уж и неправы: Бышовец, придя на смену Садырину, поднял "Зенит" на пятое место, Давыдов, сменивший Бышовца, завоевал Кубок России, Байдачный, приглашенный вместо Федотова, превратил "Черноморец" из записного аутсайдера в претендента на медали и принес Новороссийску право играть в Кубке УЕФА...
Руководство ЗИЛа намерено поставить перед своим "футбольным цехом" очень высокие задачи, не давая команде времени на раскачку и адаптацию в высшем дивизионе. В столичных футбольных кругах уже вовсю поговаривают о том, что целью "Торпедо-ЗИЛ" в первом чемпионате ХХI века будет ни больше ни меньше, как место в тройке призеров. Очевидно, что клубное начальство попросту сочло Бориса Игнатьева неподходящим специалистом для подобных задач и начало поиск более опытного и решительного наставника. Выбор пал на Евгения Кучеревского, в российском чемпионате известного по работе с тульским "Арсеналом" и волгоградским "Ротором", а в союзные времена приводившего днепропетровский "Днепр" к золотым медалям 1988 года. События развивались стремительно: утром в пятницу Кучеревский еще проводил тренировку на базе "Ротора" в Волгограде, а днем в понедельник был уже представлен игрокам "Торпедо-ЗИЛ" в качестве полноправного главного тренера.
- Евгений Мефодьевич, вас не смутило, что многие будут теперь считать вас человеком, пришедшим на "живое" место Бориса Игнатьева?
- Нет. Во-первых, я пришел не на место Игнатьева - я пришел работать в "Торпедо-ЗИЛ". Это разные вещи. Во-вторых, согласился приехать, лишь узнав, что Борис Петрович вроде бы твердо намерен уехать в Китай, где ему предложили тренировать один из местных клубов. Отправился на переговоры и, лишь прилетев в Москву, узнал, что буквально завтра надо приступать к делу. Весь воскресный день провел в общении с руководством зиловского клуба, в том числе и с Валентином Козьмичом Ивановым, к которому отношусь с глубоким уважением. Мы достигли согласия по основным вопросам, после чего меня представили команде. Контракт, впрочем, пока не подписан - лишь оговорен на словах. Да это и не главное - надо работать, присматриваться к игрокам, продлевать соглашения с теми, у кого они истекают, думать о пополнении...
- И все-таки почему вы решили уйти из "Ротора"?
- Не скрою, я вообще размышлял о том, чтобы вернуться домой, в Днепропетровск, где живет семья. Думал поработать на Украине, а то и вообще взять паузу. Годы ведь летят, жизнь проходит, а семья остается "на обочине". Меня этой зимой звали в несколько команд, но я всем отвечал отказом. Искал новых игроков для волгоградского клуба, провел даже несколько тренировок в "Роторе" после отпуска. Но когда раздался звонок из Москвы с абсолютно конкретным предложением - возглавить "Торпедо-ЗИЛ" - решил рискнуть. В "Роторе" я трудился без всякого контракта - по устной джентльменской договоренности с президентом Владимиром Горюновым. И больше всего переживал из-за того, что не хотел обидеть этого человека, настоящего фаната футбола, работающего по 15 часов в сутки. Но, кажется, Владимир Дмитриевич - благо мы с ним старые друзья - меня понял.
- Вас не смутило, что, по слухам, руководство Автозавода имени Лихачева, которому принадлежит клуб, собирается поставить перед "Торпедо-ЗИЛ" сверхсложную для новичка задачу - войти в тройку призеров российского чемпионата- 2001...
- Знаете, мне об этом пока никто не говорил - речь шла лишь о создании конкурентоспособной для высшего дивизиона команды. Но если такую задачу поставят, я - не удивляйтесь! - буду только "за". Сам я по натуре - максималист, даже авантюрист в чем-то. И обилие сложной работы меня, поверьте, не пугает: гораздо скучнее тихо прозябать в спокойной заводи. Понятно, чем серьезнее задача команды, тем выше ответственность тренера, но тем приятнее и интереснее работать.
- Насколько вы знакомы со своей новой командой?
- Видел несколько матчей "Торпедо-ЗИЛ" в прошлом сезоне. Кроме того, мне в клубе сразу дали кассеты с видеозаписями, предоставили всю необходимую информацию. Некоторых футболистов я хорошо знаю по совместной работе - Лебедь играл у меня еще в союзные времена в "Днепре", Синев, Семенов и Климов - в тульском "Арсенале", Миколаюнаса я видел в прошлом году, когда недолго пробыл в "Уралане". И потом, я ведь слежу за футболом постоянно, так что хорошо представляю себе, что за игроки собраны в команде.
- Сильно ли изменятся с вашим приходом планы подготовки, состав?
- Пока изменения невелики - мы отказались от контрольного матча с ЦСКА и на несколько дней сдвинули сроки отъезда на первый сбор. Играть с армейцами предполагалось в Москве, на открытом воздухе, а на заснеженном поле очень легко получить травму. К тому же для любого футболиста приход нового тренера - это событие, которое может вызвать ненужное в данной ситуации рвение, старание как можно лучше себя проявить. На Кипр мы вылетим не 2, а 6 января: надо без большой суеты закончить комплектование, посмотреть потенциальных новичков, решить, кого из молодежи торпедовского резерва стоит взять с собой. Там проведем две недели, сыграем несколько матчей, определимся, в каких линиях и позициях нуждаемся в усилении, и будем целенаправленно его искать.