04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОД ЗНАКОМ АЛЧНОСТИ

Юрий Кублановский, поэт, публицист:
- Оглядываюсь на минувший телевизионный год с

Юрий Кублановский, поэт, публицист:
- Оглядываюсь на минувший телевизионный год с двойственным чувством. С одной стороны, политически наше телевидение весьма повзрослело: нет уже прежней "демократической" оголтелости, когда оно работало на кого угодно - на олигархов, на заокеанского дядю, даже на чеченских боевиков, но только не на государственный здравый смысл. Сегодня политические программы стали зрелее, аналитичнее. И очень разнообразны стилистически: "Поскриптум" А. Пушкова (ТВЦ), "Намедни" Л. Парфенова (НТВ), "Времена" Познера (ОРТ) - у каждой программы свой непохожий на другие идейный язык и культурный рисунок. Только "Итоги" (ТВ-6) остались по-прежнему тяжеловесны и злы, и, увы, новая борода Киселева идейно и эстетически на "Итоги" не повлияла.
К положительным телевизионным явлениям надобно отнести и увеличение отечественных сериалов, сильно потеснивших американщину, набившую оскомину у всех трезвомыслящих телезрителей. Но одновременно столь нашумевшая передача "За стеклом" (ТВ-6) оставила ощущение, что в этом году телевидение нас всех "опустило", что перейден последний рубеж пошлости, беспредела и гадости, за которым уже "все позволено". Раковые клетки бесстыдства могут начать размножаться со страшной скоростью.
А между тем ни в чем так не нуждаются россияне, как в просветлении души и ума. Ведь что произошло в последние десять лет? Вначале были надежды на моральное и социальное возрождение Родины. Потом, как горько констатировал А.И. Солженицын в своем июньском интервью РТР, "нас ограбили Ельцин, Чубайс, Гайдар" - фанатичная преданность рынку без берегов обернулась колоссальной демографической, геополитической, финансовой и нравственной катастрофой. Теперь наша Родина начинает, кажется, понемножку оправляться от "шоковой терапии". Роль телевидения тут очень ответственна. Оно должно укреплять, а не разлагать помыслы и сердца.
Валерий Поволяев, писатель:
- За год на ТВ произошла, сдается, некая трансформация. Программы развлекательные, всякие ток-шоу, ток-парады под электронно-шоковую музыку сильно уступили программам информационным, аналитическим. Существует понятие "пакета информации". Всякий человек как собеседник бывает интересен до тех пор, пока он что-то извлекает из своего "пакета информации", говорит что-то новое, неизбитое. Люди, которые ценят время и не делают из вежливости фетиша, разворачиваются и покидают незадачливого говоруна. На телевидении этот закон действует неукоснительно.
Раньше рейтинг развлекательных программ тянули вниз передачи типа "Эх, Семеновна!" да "Про это", от которых краснели многие. Сейчас этих передач стало больше, и краснеют уже все поголовно. Особенно, когда отечественное телевидение разделось буквально до носков в шоу "За стеклом". Тут закон "пакета информации" сработал в полную силу - интерес к серьезным информационным программам резко взлетел вверх.
Изменилась к лучшему и "приглядность" тех, кто выступает перед камерой, - исчезла неряшливость, которой раньше едва ли не кичились. Я помню, когда-то какую кнопку ни нажми - обязательно увидишь на экране незабвенного Егора Тимуровича. Создавалось впечатление, что он выступает во всех передачах без разбору и по любому поводу.
Помню, у нас во Внуково, в писательском городке, женщины иногда и специально собирались в холле коттеджа, где стоял телевизор, включали его и точно попадали на Гайдара. Дальше происходило нечто необыкновенное. Егор Тимурович вещал с экрана, женщины ждали. Неожиданно одна из них громко чмокала губами, и Гайдар тут же сладко чмокал в ответ. Через полминуты кто-нибудь из женщин также сладко чмокал. И Гайдар немедленно отчмокивал с экрана ответно. Хохот стоял такой, словно Аркадий Райкин рассказывает о "дефиците" или "греческом зале". А сейчас Егор Тимурович говорит так, что даже профессиональный диктор может позавидовать - любо-дорого послушать. Научился либо учел ошибки прошлого.
Хотя все ли ошибки прошлого он учел?
Леонид Павлючик, редактор "Труда" по отделу культуры:
- Одно время мне показалось, что на телевидении начались благотворные перемены. Ушла из эфира туповато-бесстыдная передача "Про это" с Еленой Хангой, у которой получалось не краснеть даже тогда, когда речь шла о тонких различиях ощущений между оральным и анальным сексом. Закрыли убогую "Золотую лихорадку" с Леонидом Ярмольником, который вернулся в кино и всерьез занялся тем, что он умеет хорошо делать. Ушел из телевизионного эфира шумный, пошловато-агрессивный Николай Фоменко...
Но свято место, как выяснилось, не бывает пусто. И в образовавшиеся лакуны споро хлынул бурный поток еще более низкопробного "смотрива" (это по аналогии с "чтивом"). У меня создается ощущение, что нынешнее ТВ словно стремится переиначить, вывернуть наизнанку все моральные ценности, которые на протяжении столетий вырабатывались человеческой цивилизацией.
Оказывается, алчность - это не порок, а едва ли не доблесть, знак здоровой современности, - если верить авторам одноименной телепередачи. Даром что величайший киношедевр ХХ века - фильм "Алчность" американского режиссера Эриха Штрогейма - посвящен развенчанию, а не восхвалению этой губительной страсти. Но кто из телепродюсеров смотрит сегодня киноклассику?
Оказывается, подглядывать за другими, читать чужие письма - занятие отнюдь не безнравственное, как могут думать наивные, отставшие от прогресса люди, все еще живущие "скучными" заповедями высокой литературы, а очень даже "клевое" и где-то даже "продвинутое". Благо, теперь можно подглядывать не в одиночку, а всей страной. И не в маленькую замочную скважину, а в огромную стеклянную дыру.
Оказывается, выбить из игры слабое звено, сдать товарища, с которым ты на одиноком острове делил общий труд, кров и пищу, - это не подлость и даже не малодушие, а здоровый прагматизм, который поможет вырвать у соперников вожделенные три миллиона. А значит, хоть на время усыпит, насытит твою человеческую алчность.
Но алчность и есть ненасытность, учит словарь Даля. А насытить ненасытное невозможно. Может, и не нужно стараться? Может, лучше попробовать напитать человеческую душу добром, светом, милосердием, участием? Но к этой задаче телеэкран в уходящем году подступался редко - в основном разве что силами телеканала "Культура". Может, и другим попробовать?
Леонид Марягин, народный артист России, кинорежиссер:
- Зарубежные сериалы многие годы занимали львиную долю эфирного времени на наших телеканалах. Наконец произошел прорыв - отечественные многосерийки потеснили иностранцев. Кажется, отрадное явление. Руководитель одной крупной фирмы, производящей сериалы, не без должной гордости заявлял мне, что за текущий год фирма предоставила 400 рабочих мест безработным ранее кинематографистам среднего звена. Мне было приятно слышать такое хотя бы из цеховой солидарности. Но в каких единицах измерить эстетический урон, нанесенный произведенными этой фирмой сериалами?
Многосерийные "действа" с момента появления зовутся "мыльными операми" или просто "мылом". Тут невольно вспоминается русская пословица "Шило на мыло менять - только время терять". Подавляющее количество наших сериалов убогого качества (за редчайшим исключением) и идут "нога в ногу" с зарубежной макулатурой. Ни один, смею сказать, ни по оригинальности задумки, ни по отбору и разнообразию обстоятельств и характеров не приближается к знаменитой "Скорой помощи". (Впрочем, с появлением "Ментов" российский сериал обрел свой "менталитет".) И виной художественной скудости не финансовая немощь производства, а немощь литературной первоосновы, то бишь сценария, поскольку на одной режиссерской импровизации здесь далеко не уедешь.
Не стану выгораживать и коллег - режиссеров. Примитивизм их деятельности особенно заметен в костюмных сериалах. На заготовленный вопрос одного персонажа следует такой же заготовленный ответ другого - ни дать ни взять коллективная декламация "ряженых".
Обидно, что и в нынешнем году новостные передачи практически на всех каналах продолжали не доверять элементарным умственным способностям телеаудитории. Прежде чем показать очередной сюжет выпуска новостей, ведущий рассказывает нам его содержание и смысл, потом на экране возникает сам сюжет с закадровым комментарием журналиста-автора. Все, что вещает автор сюжета, уже известно по предварительному докладу ведущего. Ну, точно по реплике комиссара Жюва из фильма "Фантомас": "Повторяю для слабоумных!" Так и хочется сказать:
- Благодарим за недоверие.
Лариса Васильева, писательница:
- 2001 на ТВ? По-моему, ничего нового, все то же однообразие информационных сюжетов: Чечня, Афганистан, подлодка "Курск", суд над террористом Радуевым... Перевес негативной информации над хотя бы нейтральной (позитива просто нет), отравляющий и без того не сладкую жизнь телезрителей. Непрофессионализм: раскрывая одну и ту же тему, и ведущий, и корреспондент без конца повторяются.
На всех каналах потоки фильмов-боевиков - отличных пособий для подрастающих террористов и бандитов, а в перерывах - говорящие головы всех рангов, сетующие на потерянное молодое поколение.
Не ведаете, господа, что творите!
Обновленное ТВ-6 духовно ничем не обогатило экран, кроме передачи М.Шаховой "Дачники".
Грубо сводить счеты с главой государства, не имея обратной связи, отнюдь не значит быть в оппозиции, то есть вежливо предлагать другую государственную позицию. Поведение Е.Киселева в "Итогах" на ТВ-6 напоминало известный финал басни Крылова "Слон и Моська".
А вот канал "Культура" весь год был невольной нравственной оппозицией другим каналам. Браво и - дай Бог!
По-прежнему оставался интересен неувядаемый А.Караулов с "Моментом истины" на ТВЦ.
Желаю нашему ТВ в Новом году встряхнуться, сбросить однотонные кровавые или черные очки и отразить жизнь в подлинных красках.
Разве призван наш домашний экран под видом сомнительной правды-матки принижать, обижать, оскорблять достоинство граждан, а не воодушевлять, одухотворять, возвышать его?
Аркадий Инин, писатель-сатирик:
- В течение телегода было многое и всякое: политика и спорт, наука и сериалы, даже культура была... Но лицом всех каналов стали игры и ток-шоу.
На этих "токовищах" с глазу на глаз или при скоплении зрителей в студии разные люди с одинаковым наслаждением выворачивали наизнанку свои души. Юные девушки и дамы преклонного возраста взахлеб излагали подробности измен и мордобоев, сексуальных проблем и извращений. Молодые парни и бывалые мужики сплетничали про бывших любимых, а ныне ненавистных подруг жизни. Причем все это они проделывали с открытым забралом, а уж если скрывали лицо под маской, то несли вообще такое...
Что же касается игр, то уходят в прошлое старые добрые конкурсы с утюгами-кофеварками победителям и утешением проигравших: "Не расстраивайтесь, это всего лишь игра". Теперь игра идет на миллионы, теперь побеждает не тот, кто умен и удачлив, а кто хитер и безжалостен. Девиз известный: "Боливар не выдержит двоих!" Только в прежние времена нас учили в такой ситуации благородно уступить коня товарищу, а теперь провоцируют спихнуть товарища с коня, и никакого там допотопного "милость к падшим призывал".
А логической вершиной всего было явление "За стеклом". Те, кто сидел внутри, больны эксгибиционизмом - стремлением выставить себя напоказ. Те, кто прилипал носами к стеклу снаружи, больны вуайеризмом - желанием подглядывать в замочную скважину. Но те, кто затеял это шоу, вполне здоровы и просто заколачивали на бешеном рейтинге дикие деньги.
Собственно, этим все нам и объясняют: рейтинг есть, народ смотрит, такой уж он у нас испорченный. И теленачальникам даже в голову не приходит мысль о том, что искусство и культура призваны не играть на низменных струнах души, а, напротив, всячески настраивать эти струны на более возвышенный лад.
Так что нас ждут новые "токовища" и новые игры. С новым нас всех телегодом! С новым немыслимым телесчастьем!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников