ЛЕТО СРЕДИ ЗИМЫ

Первые круизы по Нилу - от Каира до Асуана и обратно - организовал еще в середине XIX века "отец туризма" англичанин Томас Кук. Путешествие продолжалось месяц и стоило сумасшедших денег, но каюты на двух пароходах Кука пустовали редко. Кстати сказать, туристическая компания "Томас Кук", одна из крупнейших в мире, и поныне организует круизы по Нилу. Три ее роскошных теплохода курсируют от Луксора до Асуана. А всего на Ниле 240 "плавучих гостиниц"!

Число теплоходов говорит само за себя. Круиз по Нилу чрезвычайно популярен у иностранных туристов. Секрет прост: удивительное сочетание комфортабельного путешествия, первозданного покоя зеленой долины Нила и потрясающих исторических памятников. Причем памятники древнеегипетской архитектуры расположены в основном между Луксором и Асуаном, поэтому практически все круизы совершаются между двумя этими городами. Да и кто может в начале ХХI века позволить себе роскошь месячного путешествия по Нилу! А так круиз продолжается три-четыре дня.
Одни теплоходы плывут из Асуана вниз по течению, другие отправляются из Луксора вверх по Нилу. Разница между ними - только в скорости, да и то небольшая. Мы с вами поплывем из Луксора на юг, вверх по течению великой реки.
Туристы обычно приезжают в Луксор утром и до отплытия теплохода осматривают многочисленные древние памятники этого города - бывших Фив, столицы Египта. О них я уже недавно рассказывал ("Труд-7", 6 декабря с. г.). Так что давайте сразу отправимся в путь.
Первая остановка - в городе Эсна. Там есть небольшой храм, посвященный богу Хнуму. Этого бога древние египтяне изображали с головой барана. Храм в Эсне, по египетским меркам, - просто юнец. Он построен "всего лишь" на рубеже нашей эры и потому неплохо сохранился. Впрочем, полностью до сих пор расчищен лишь центральный, гипостильный (колонный) зал храма. Основная его часть находится под строениями современного города.
Следующая остановка - в городе Эдфу. Там тоже есть хорошо сохранившийся храм, и тоже поздний. Правда, как и в Эсне, он построен на месте значительно более раннего сооружения. Храм воздвигнут уже при греках, незадолго до наступления новой эры, но его архитектура вобрала в себя лучшие традиции древнеегипетского зодчества. Начинается он массивным пилоном - церемониальными вратами. Затем идет обрамленный колоннами открытый двор. За двором - два гипостильных зала, комната подношений, вестибюль и святилище.
Храм в Эдфу был взят за образец при оформлении египетского зала Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Будущий директор строившегося музея профессор Иван Владимирович Цветаев - отец поэтессы Марины Цветаевой - ездил весной 1909 года в Египет, чтобы познакомиться с его древней архитектурой. По пути домой он писал из Афин в Москву: "В Эдфу мы нашли форму зала, как нельзя лучше подходящего к нашим размерам". Музей был открыт 31 мая 1912 года.
Теплоход отчаливает от причала и снова неторопливо движется на юг. Долина Нила в этом месте узкая, не то что возле Каира. Зеленая "полоса жизни" вдоль берега не превышает километра, а дальше - каменистые холмы и пустыня за ними.
На полях работают крестьяне-феллахи в традиционных длинных рубахах-галабеях. Работают, как сотни и даже тысячи лет назад: пашут на буйволах, землю рыхлят мотыгой, а жнут серпом. Наделы маленькие, технике на них не развернуться. Но есть, конечно, и приметы времени. Воду на поля подают насосом, урожай вывозят на автомашинах. На многих простых домах крестьян - телевизионные антенны. Так что, сами понимаете, в них есть электричество. Но все же атмосфера сельского Египта пропитана какой-то патриархальной благостью, и эта благость неизменно передается путешественнику.
Вскоре за Эдфу по обоим берегам Нила начинаются карьеры Гебель Сильсиля. Там с древнейших времен добывали камень для строительства храмов, отесывали колонны, вырубали саркофаги. По карьерам, протянувшимся на два километра, разбросаны часовни.
Последняя остановка перед Асуаном - в городе Ком Омбо. Там находится не совсем обычный храм, построенный в греко-римский период. В нем те же элементы, что и в любом другом храме: открытый двор, обрамленный колоннами, два гипостильных зала, вестибюли. Только не одно святилище, а два. Левое посвящено богу Хору с головой сокола, а правое - богу Собеку, которого древние египтяне изображали с головой крокодила.
Дальше Асуана плыть невозможно. Во времена Томаса Кука этому мешал начинающийся прямо за городом первый нильский порог, а ныне - еще и две плотины: старая Асуанская и Высотная. Круиз завершен. Но после Нового года, осмотрев предварительно Асуан, мы отправимся с вами в еще один заочный круиз - по озеру Насер, Асуанскому водохранилищу.