11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЕВГЕНИЙ О***" СПУСКАЕТСЯ В АД

Бирюков Сергей
Статья «"ЕВГЕНИЙ О***" СПУСКАЕТСЯ В АД»
из номера 232 за 27 Декабря 2002г.
Опубликовано 01:01 27 Декабря 2002г.
Самый пикантный спектакль своей московской гастрольной программы на сцене ГАБТа Польская национальная опера приберегла, что называется, на десерт. Для режиссера Мариуша Трелиньского фраза из "Евгения Онегина" - "...счастье было так возможно, так близко" - стала ключевой, и знаменитую оперу Чайковского он трактовал как некий вариант истории изгнания из рая.

Последние отблески радостных "райских" красок мы видим в первом действии: веселый Ленский, одетый в светлое (на манер чеховских героев) выходит на сцену с канареечно-желтым граммофоном под мышкой, коим он собирается развлекать общество (к счастью, никаких "звуков граммофона", вопреки сенсационным анонсам некоторых рекламных изданий, в спектакле нет). Дальше в постановке господствуют только мрачные тона, и даже красные одежды девушек-крестьянок, красный цвет единственного дерева в саду и красные яблоки с него воспринимаются, скорее, как символ дьявольского искушения, чем как цвет жизни и светлой любви.
Ну, а два бала - ларинский и греминский - превращены просто в парад призраков под командованием некоего сквозного мимического персонажа без пения по имени О*** (так в программке), похожего на постаревшего, облезлого Онегина. Персонаж этот изобретен Трелиньским и, очевидно, символизирует неумолимый рок, всепожирающее время.
Поклонников сценического академизма такая трактовка, возможно, покоробит, хотя, признаюсь, мне ее символика показалась уместной и талантливо выполненной. Не зря были встречены аплодисментами декорации третьего акта, сделанные Борисом Кудличкой в мейерхольдовском стиле: гигантская светящаяся красная стрела на черном заднике, проецирующаяся на нее черная лестница с вереницей медленно шагающих фигур недвусмысленно ассоциировались с нисхождением героев в ад.
Что до дирижера Яцека Каспшика, то повторю уже сказанное в газете после первого спектакля гастролей - оперы Шимановского "Король Рогер": он - тонкий, чуткий музыкант. Даже в тех случаях, когда вроде бы отступает от исполнительских традиций, это содержательно оправданно - например, в той самой сцене первого выхода беззаботного Ленского, убыстренной и превращенной пластически почти в танец.
Единственное, в чем можно предъявить гостям серьезный упрек, - это недостаток ярких голосов. Если Марцин Брониковский (Онегин) еще держится на протяжении большей части спектакля "на плаву" (кстати, русский язык его и большинства певцов вполне удовлетворителен), то голос нашей бывшей соотечественницы, уроженки Молдавии и воспитанницы Московской консерватории Лады Бирюков (Татьяна), приятный сам по себе, недостаточно силен и часто просто тонет в оркестровом звучании. Адам Здуниковский поет свое "Куда, куда" и "тиховато", и "фальшивовато" - так, что, думаю, даже ненавистники почти уже легендарного Николая Баскова, не прощающие ему неточной интонации в партии Ленского, вздохнули с грустью о звонкоголосом отечественном кумире, ныне редко осчастливливающем сцену Большого: его верха, пусть и вправду недотянутые, по крайней мере всегда хорошо слышны...


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников