19 октября 2017г.
МОСКВА 
5...7°C
ПРОБКИ
7
БАЛЛОВ
КУРСЫ   $ 57.57   € 67.93
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

"ЕВГЕНИЙ О***" СПУСКАЕТСЯ В АД

Бирюков Сергей
Статья «"ЕВГЕНИЙ О***" СПУСКАЕТСЯ В АД»
из номера 232 за 27 Декабря 2002г.
Опубликовано 01:01 27 Декабря 2002г.
Самый пикантный спектакль своей московской гастрольной программы на сцене ГАБТа Польская национальная опера приберегла, что называется, на десерт. Для режиссера Мариуша Трелиньского фраза из "Евгения Онегина" - "...счастье было так возможно, так близко" - стала ключевой, и знаменитую оперу Чайковского он трактовал как некий вариант истории изгнания из рая.

Последние отблески радостных "райских" красок мы видим в первом действии: веселый Ленский, одетый в светлое (на манер чеховских героев) выходит на сцену с канареечно-желтым граммофоном под мышкой, коим он собирается развлекать общество (к счастью, никаких "звуков граммофона", вопреки сенсационным анонсам некоторых рекламных изданий, в спектакле нет). Дальше в постановке господствуют только мрачные тона, и даже красные одежды девушек-крестьянок, красный цвет единственного дерева в саду и красные яблоки с него воспринимаются, скорее, как символ дьявольского искушения, чем как цвет жизни и светлой любви.
Ну, а два бала - ларинский и греминский - превращены просто в парад призраков под командованием некоего сквозного мимического персонажа без пения по имени О*** (так в программке), похожего на постаревшего, облезлого Онегина. Персонаж этот изобретен Трелиньским и, очевидно, символизирует неумолимый рок, всепожирающее время.
Поклонников сценического академизма такая трактовка, возможно, покоробит, хотя, признаюсь, мне ее символика показалась уместной и талантливо выполненной. Не зря были встречены аплодисментами декорации третьего акта, сделанные Борисом Кудличкой в мейерхольдовском стиле: гигантская светящаяся красная стрела на черном заднике, проецирующаяся на нее черная лестница с вереницей медленно шагающих фигур недвусмысленно ассоциировались с нисхождением героев в ад.
Что до дирижера Яцека Каспшика, то повторю уже сказанное в газете после первого спектакля гастролей - оперы Шимановского "Король Рогер": он - тонкий, чуткий музыкант. Даже в тех случаях, когда вроде бы отступает от исполнительских традиций, это содержательно оправданно - например, в той самой сцене первого выхода беззаботного Ленского, убыстренной и превращенной пластически почти в танец.
Единственное, в чем можно предъявить гостям серьезный упрек, - это недостаток ярких голосов. Если Марцин Брониковский (Онегин) еще держится на протяжении большей части спектакля "на плаву" (кстати, русский язык его и большинства певцов вполне удовлетворителен), то голос нашей бывшей соотечественницы, уроженки Молдавии и воспитанницы Московской консерватории Лады Бирюков (Татьяна), приятный сам по себе, недостаточно силен и часто просто тонет в оркестровом звучании. Адам Здуниковский поет свое "Куда, куда" и "тиховато", и "фальшивовато" - так, что, думаю, даже ненавистники почти уже легендарного Николая Баскова, не прощающие ему неточной интонации в партии Ленского, вздохнули с грустью о звонкоголосом отечественном кумире, ныне редко осчастливливающем сцену Большого: его верха, пусть и вправду недотянутые, по крайней мере всегда хорошо слышны...


Loading...

Почему лидер Каталонии отложил провозглашение независимости от Испании?
ЭКСТРЕННЫЙ СБОР НА ПРОТИВОРЕЦЕДИВНОЕ ЛЕЧЕНИЕ НЕЙРОБЛАСТОМЫ IV СТЕПЕНИ, ВЫСОКОЙ ГРУППЫ РИСКА!!! Мишаева Ксюша, 2.5г.