10 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ТОЧКИ ОПОРЫ ОЖИДАЕТ ЛИ НАС ПРАВИТЕЛЬСТВО ПАРЛАМЕНТСКОГО БОЛЬШИНСТВА?

Соломатин Николай
Опубликовано 01:01 27 Декабря 2003г.
В том, что нынешнее российское правительство отправится в отставку, сегодня уверены все - от признанного политического аналитика до рядового телезрителя. После президентских выборов 2004 года новый глава государства получит стопку заявлений от нынешних столпов исполнительной власти и только затем назначит новую команду.Вопрос в том - какую. Причем вопрос не риторический и не кулуарный. Сколько бы мы ни обсуждали претендентов на премьерское кресло, включая нынешнего его обладателя, острота момента на этот раз имеет одну важную особенность, даже, если угодно, интригу. Дело в том, что в воздухе витает идея, вызванная результатами думских выборов: следующим в России будет правительство парламентского большинства, то есть организованное на партийной основе, причем впервые.

Весной нынешнего года фонд "Общественное мнение" опубликовал отчет об одном из своих исследований. Социологов интересовало, что знают россияне о "правительстве на партийной основе".
Оказалось, что 60 процентов опрошенных слышат об этом впервые. "Что-то слышали" 20 процентов. Затруднились с ответом 12 процентов. И знают о том, что такое правительство бывает, всего 8 процентов.
В число знающих, что это такое, наверняка входит нынешний премьер российского правительства Михаил Касьянов. Он, заметим, никогда не был любителем раздавать интервью, а если уж и делал это, то крайне сдержанно. В одном из них корреспондент задает вопрос: "Есть ли связь между административной реформой и развернувшейся после Послания президента дискуссией о партийном правительстве парламентского большинства?"
Касьянов: "Отвечу коротко: да, существует прямая связь..."
После 7 декабря 2003 года и убедительной победы на выборах в Госдуму партии "Единая Россия" про эту связь можно сказать еще прямее: прямее не бывает. Теперь уже самое время задуматься над плюсами и минусами, которые может принести такое правительство стране.
Не приходится сомневаться, что большинство свежеиспеченных депутатов сочтет будущий кабинет министров, составленный из предложенных ими кандидатур, самым эффективным. Тем более что президент в своем Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что поддерживает общий курс на усиление роли партий в общественной жизни и с учетом итогов предстоящих выборов в Государственную Думу считает в принципе возможным сформировать профессиональное, эффективное правительство, опирающееся на парламентское большинство.
Мысленно формировать такое правительство начали депутаты Госдумы еще прошлого созыва. Некоторые так этим увлеклись, что пустили на самотек свои избирательные кампании. Кое-кто даже стал публиковать гипотетические составы правительств, предлагаемые разными думскими гадателями. Иронический вывод одной редакции был сформулирован в броской газетной "шапке": "Нардепы сформируют столько правительств, сколько потребуется".
Но нас, конечно, должно интересовать не гадание на кофейной гуще, а то, что говорит на этот счет закон.
Александр Вешняков, председатель Центризбиркома:
- Сегодня Основной Закон не запрещает президенту вести консультации с представленными в парламенте партиями при формировании кабинета министров и на их основе вносить на рассмотрение Госдумы ту кандидатуру главы правительства, которую предлагает парламентское большинство. Министры тоже могут назначаться с учетом мнения думского большинства. Но президент особо подчеркнул, что речь идет о "профессиональном, эффективном правительстве". То есть можно предположить, что при таком формировании правительства на первом месте будут стоять профессиональные качества кандидатов как управленцев, специалистов по вопросам своей компетенции, а не политические заслуги, преданность идеалам отдельно взятой партии.
Марат Баглай, судья Конституционного суда Российской Федерации:
- Как политический подход к укреплению взаимодействия Думы и правительства это имеет смысл. С такой целью президент выдвинул подобную идею в своем последнем Послании. Но думаю, что решительно ошибаются те, кто принял это за стремление изменить президентскую форму правления. Во всяком случае, последовательно и во всех юридических аспектах провести в жизнь идею правительства парламентского большинства в рамках действующей Конституции невозможно, поскольку правительство несет ответственность не перед парламентом, а перед президентом. Министры вообще не могут быть членами парламента.
Михаил Краснов, доктор юридических наук:
- Даже если представить, что после выборов в Государственную Думу (либо после президентских выборов, когда правительство обязано будет сложить с себя полномочия) президент РФ решит вручить мандат на формирование кабинета лидеру парламентского большинства, правительство все равно останется зависимо от президента. Следовательно, народ так и не поймет, какой партии записывать на счет достижения и беды...
Зададимся вопросом: так ли уж плохо работало правительство Касьянова?
Сколько людей, столько и мнений о правительстве. Впрочем, люди и самих себя оценивают порой неожиданно. Кто мог предположить, что чуть ли не 40 процентов российского населения сегодня считает себя средним классом? Но именно такие результаты исследования были недавно опубликованы. В то же время, если подходить с европейскими мерками, к среднему классу у нас можно отнести максимум 10 процентов населения, да и то, если учесть зарплаты, выдаваемые в конвертах, и иные вненалоговые источники доходов.
Поэтому ответ на вопрос: "Так ли плохо работало правительство Касьянова?" - точно и в полном объеме знает российский президент.
В своем Послании Федеральному Собранию весной нынешнего года глава государства отметил прежде всего продолжение экономического роста.
За три года ВВП вырос на 20 процентов. Инвестиции в основной капитал - более чем на 30 процентов. Примерно на треть сократился внешний долг, благодаря беспрецедентному росту золотовалютных резервов курс рубля стал стабильным. На четверть увеличился физический объем экспорта товаров, среди которых машины, оборудование, транспортные средства составили 70 процентов.
С 1999 года продажа наших продовольственных товаров за рубежом возросла в три раза. Впервые за 50 лет мы стали не импортировать, а экспортировать зерно.
Естественно, продолжился рост экспорта нефти, газа, но вместе с этим активно развивались информационные технологии, прирост продукции так называемой новой экономики составлял до 30 процентов в год.
Президент Путин отметил, что благодаря экономическому росту "почти четыре миллиона человек покинули ряды безработных". Отсюда значительное снижение забастовочного движения - по сравнению с 1997 годом - в сотни раз.
Реальные доходы населения за три года выросли на 32 процента. Конечное потребление на душу населения увеличилось почти на треть. За период с 1999 по 2003 год реальная зарплата в бюджетной сфере выросла более чем в два раза. Почти в семь раз увеличен минимальный размер оплаты труда. В три раза - ежемесячное пособие при рождении ребенка и по уходу за ним.
Разумеется, президент отметил то, что сделала Государственная Дума для законодательного обеспечения экономического роста. Гражданский, Трудовой, Земельный кодексы - без этих законов никакое движение вперед невозможно. То же самое можно сказать и о реформе электроэнергетики, и о целом комплексе мер в области налогового законодательства...
А вот самые последние, что называется, горячие данные. Рост ВВП в уходящем году составит 6,7 процента против ожидавшихся четырех. Производительность труда вырастет на 7 процентов. Эти цифры прозвучали на заседании правительства в минувший четверг.
Так уж случилось, что законодатели достаточно эффективно занимались своими делами, а правительство - своими. Народ же по привычке поругивал обе ветви власти, с надеждой поглядывая на президента как на третейского судью.
Надо сказать, что и эту свою функцию президент отнюдь не забывал. В упомянутом Послании всей проделанной работе правительства и парламента дана очень требовательная оценка. Следом за достижениями (которые, конечно, нельзя переоценивать) перечислено все, что сделано плохо или не сделано вовсе... В целом обществу был представлен документ, содержащий достаточную долю оптимизма, вызванного реальными и ощутимыми сдвигами.
Добавим к этому общественную стабильность, приглашение нашей страны в клуб восьми наиболее развитых государств мира, самый высокий кредитный рейтинг за всю историю новой России, пусть и не гладкое, но все-таки продвижение на пути во Всемирную торговую организацию... Касьянова нередко называли "премьером технического правительства". И при этим не забудем, что некоторые политологи именно ему отводили в Белом доме на Краснопресненской "три месяца или от силы сто дней". А ведь это он вел многомесячные переговоры с Парижским и Лондонским клубами, добиваясь оптимальной для нашей страны схемы реструктуризации внешней задолженности. И у него многое получилось.
В последние месяцы премьер вплотную занялся нелегкой административной реформой. "Наша главная задача, - считает он, - снижение немотивированного присутствия государства в экономике. Снижение давления государства на бизнес и предпринимательскую активность, обеспечение конституционных прав и свобод граждан - вот стратегические цели административной реформы".
Получается, что руководитель правительства со своим кабинетом либерал? Да, но не больший, чем нынешний глава государства. И не меньший, чем коллективный либерал, представляемый "Единой Россией". Этому совокупному центру предстоит обеспечивать стабильность и дальнейшее развитие страны. Задача у этого вполне реального блока, если таковой возникнет, будет нелегкой. И успешное решение ее будет зависеть от сложения трех сил - президента, правительства, "Единой России". Можно сказать и так: трех составляющих, представленных политической волей президента, активной законодательной поддержкой его инициатив со стороны "единороссов" и опытом реформ, профессионализмом, конструктивным взаимодействием с Думой правительства.
Между прочим, процесс налаживания взаимопонимания между этими группами уже ощущается. Касьянов, например, после выборов заметил, что "те политические силы, которые поддерживали правительство в последние четыре года, расширили свое представительство в Госдуме". И вряд ли он имел при этом в виду ЛДПР.
"Единая Россия" намерена в четвертой Государственной Думе решать в первую очередь задачи, поставленные президентом", - заявил Борис Грызлов. Он не скрывает, что "Единую Россию" беспокоит то, что правые не прошли в Думу. При этом добавляет: "Значит, бывшие правые были не совсем правы". И, наконец, серьезное признание: "Правые взгляды во многом отстаивались "Единой Россией" еще в Госдуме третьего созыва".
Как видим, все вроде бы и неплохо складывается.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников