ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ

Оптимизация производственных процессов без привлечения дополнительных инвестиций - этот широкомасштабный проект дает хорошие результаты.

Работа началась под патронажем западной консалтинговой фирмы, с которой руководство ОАО "ГАЗ" заключило контракт сроком на 18 месяцев. Конечная цель преобразований - улучшение условий труда операторов-рабочих, повышение качества и увеличение выпуска продукции без привлечения дополнительных инвестиций. Никаких революций: изменения носят тщательно продуманный, методичный, спокойный характер. Четко соблюдается один из главных принципов фирмы: постепенное, шаг за шагом движение к намеченной цели.
Для отработки новой методики в качестве эталонного выбран участок цеха N 3 ПГА (производства грузовых автомобилей), выпускающий кабины для автомобилей марки ГАЗ-3302 "Газель".
Когда журналистов впервые пригласили в цех в мае 2003 года, там уже можно было увидеть, что удалось сделать за два с половиной месяца, прошедших со дня подписания контракта, побеседовать с рабочими.
Специалисты ГАЗа проанализировали прежнее положение вещей, просчитали мельчайшие подробности работы на конвейере: площадь рабочего места, качество, количество и способы подачи деталей, периодичность работы, число перемещений оператора на рабочем месте и вне его и т. д. Решение этих вопросов намного уменьшило "ненужную" работу.
Производительность труда благодаря этому повысилась на 25 процентов; сдача кабин с первого предъявления выросла с 2 до 50 процентов; выпуск кабин достиг 116 в смену (ранее 98).
И вот декабрь 2003 года. Через восемь месяцев мы вновь на территории цеха N3. Перемены разительные.
Если на первом этапе реорганизация коснулась непосредственно каждого рабочего места, то сейчас оптимизируется вся технологическая цепочка. Площади участка цеха N 3, включавшего три конвейера (круговой, стоечный и пластинчатый), значительно сокращены. Полностью ликвидированы рабочие места на круговом конвейере, и постепенно сокращается количество операторов на стоечном. Рабочие переводятся на другие производственные участки. К концу второго этапа в феврале 2004 года все производство будет сконцентрировано на одном пластинчатом конвейере. Такая компактность позволяет повысить оперативность работы.
Круговой конвейер имеет протяженность 500 метров, стоечный - 60, пластинчатый - более 100. Освободившиеся места на круговом конвейере будут использованы для сборки редких модификаций кабин, а на стоечном вскоре будет запущено производство кабины к автомобилю ГАЗ-3310 "Валдай".
Лента конвейера стала двигаться быстрее: сократилось с 237 до 180 секунд время такта. Но трудозатраты практически не возросли. Скорость конвейера определяет время цикла (выполнения операции), а оно уменьшается за счет увеличения производительности труда.
Значительную экономию времени рабочего-оператора дали преобразования по таре и транспортировке деталей. "Большие контейнеры, стоящие рядом с оператором, беспорядочная груда деталей, запас комплектующих на несколько дней, а порой и недель - так выглядела подача деталей раньше, - говорит начальник участка Владимир Чекалин. - Сегодня к рабочему месту детали подвозят разложенными в идеальном порядке по мере их востребованности для монтажа. Причем у каждого оператора их не более чем на два часа работы. В наших ближайших планах сократить задел до одного часа. Замечу, что развозят детали ручными тележками. Это нисколько не уменьшило оперативности доставки, но обеспечило полную безопасность людей".
Помогает уменьшить трудозатраты, повысить производительность труда заблаговременное выявление некачественных деталей. На эталонном участке сборочного цеха N 3 у каждого оператора есть стенд, на котором фиксируется, где и по чьей вине допущен брак. При знакомстве с этим экраном даже далекому от производства человеку понятно: дефекты зачастую обусловлены низким качеством комплектующих.
Вот несколько примеров. Ребра одной детали имели завышенную высоту. После работы с поставщиками деталь доведена до нужных габаритов и теперь устанавливается быстро и точно. Точки крепления другой плохо совмещались с кабиной, оператору приходилось каждый раз подтягивать ее бородком. Теперь деталь устанавливается свободно, без дополнительных усилий.
Рост производительности труда на участке цеха N 3 ПГА, выпускающем кабины для автомобилей марки ГАЗ-3302 "Газель", к декабрю уходящего года составил 52 процента, 75 процентов кабин сдается с первого предъявления. Сейчас за смену собирается 140 кабин, и здесь готовы поднять планку до 147. Важно отметить, что численность рабочих сократилась с 258 до 196 человек. А в результате уменьшения численности и как следствие повышения производительности труда участок перешел с шестидневной на пятидневную рабочую неделю. И главное - сложился стабильный коллектив, ушли случайные люди.
В первое наше знакомство с эталонным участком проявилось отношение рабочих к происходящим преобразованиям. Тогда, весной нашим собеседником была Мария Гущина, которая с удовольствием констатировала, что работать стало легче: уменьшилась бесполезная ходьба, сократилось количество движений.
Сегодня беседую с Ириной Грошевой, которая работает на участке с 1989 года.
- Как вы оцениваете новую систему, помогает ли она?
- Сами видите, налицо улучшение условий труда. Я имею в виду не только то, что у нас светло и красиво, растут цветы. Главное, что рабочие места оснащены и переоборудованы, хорошо налажена транспортировка, аккуратно разложены детали - работать стало намного удобнее.
- А сами можете внести какие-либо предложения по реорганизации?
- У многих возникает потребность предложить что-то новое. Операторы входят в рабочие группы по оптимизации производства. Мы работаем в тесном контакте с руководителями цеха: они не только прислушиваются к нашим замечаниям, но наиболее интересные внедряют.
В настоящее время средняя зарплата операторов 8400 рублей, тогда как на первом этапе была 4300. И это не предел. Заработная плата напрямую зависит от качества работы, количества освоенных операций. У коллектива появились хорошая мотивация к труду, прекрасная возможность повысить свой рейтинг и, следовательно, повлиять на оплату труда.
Службой маркетинга проработан вопрос о спросе на автомобили ГАЗ-3302 "Газель". По его результатам генеральный директор ОАО "ГАЗ" Алексей Баранцев поставил задачу: с 1 января 2004 года перейти на выпуск 145 автомобилей в смену и увеличить среднюю заработную плату рабочих до 11 тысяч рублей.