ОТРАВЛЕНЫ СТРЕССОМ

Эксперты и прокурор Чечни заявляют, что воздух и вода в Шелковском районе чисты, радиационный фон - ниже предельно допустимой нормы, токсического и химического отравления не обнаружено. Тем не менее в больницах с симптомами отравления остаются более 60 человек, в том числе 45 детей. Консилиум экспертов поставил им диагноз "психогенный псевдоастматический синдром".

В конце прошлой недели возникла еще одна версия: в крови нескольких пострадавших был обнаружен этилен-гликоль. Но медики почти сразу заявили, что это вещество не могло быть причиной отравления. По мнению заместителя директора Института судебной психиатрии имени Сербского Зураба Кекелидзе, этиленгликоль мог находиться и в соках, и в иных напитках в качестве компонента красителей, но он не вызывает подобных побочных явлений.
Итак, большинство специалистов уверены: болезнь вызвана длительным психическим напряжением. И не случайно заболели в основном женщины и дети, психика которых особенно ранима. "Сработал эффект психологического заражения, - считает З. Кекелидзе. - Это явление хорошо известно мировой медицинской практике: когда одному человеку становится плохо, то, как цепная реакция, это передается второму, третьему - и так далее".
Когда впервые прозвучала версия о том, что массовое заболевание детей имеет психогенную природу, поверить в это было трудно. Ситуация в Чечне в последнее время вроде бы постепенно стабилизируется, Шелковской район считается относительно спокойным. Тем не менее суть происходящего именно в этом: в Чечне надо восстанавливать из развалин не только город Грозный, у людей, здесь живущих, душа в руинах. Мы попросили прокомментировать ситуацию директора Института имени Сербского Татьяну Дмитриеву: "То, что произошло, - это, в сущности, крик о помощи. И если мы его не услышим, то последствия могут быть самыми мрачными. Все знают: если человек находился в "горячей точке", то потом ему нужна психическая реабилитация. Нас не удивляет, что люди часто возвращаются с войны с искалеченной психикой, им надо заново учиться жить, как если бы они потеряли руку или ногу. А в Чечне и взрослые, и дети в течение десяти лет живут в условиях жесточайшего стресса, иногда в условиях угрозы для жизни. Там просто нет людей, которые совсем не пострадали бы от длительного страха и постоянного ожидания беды. К такому состоянию нельзя привыкнуть, страх и отчаяние могут притупиться, но потом все равно вырываются в любых уродливых формах. Массовые заболевания детей - знак того, что чаша страдания переполнена. Конечно, важнее всего - стабильность и экономический подъем в республике. Но там нужна еще и серьезная программа психологической поддержки всего населения, нужно обучать специалистов, постоянно и кропотливо работать с детьми и их родителями. Нужно лечить людей радостью, праздниками. Представьте, в одной из больниц уже устроили для детей праздник - и пострадавшие активно участвовали в нем, им это необходимо! Именно так, с помощью радости, тепла, внимания и длительной работы, надо гасить эти тлеющие угли".
Всплеск заболевания идет на спад, детей и взрослых постепенно выписывают из больниц. Но работа по восстановлению обожженных душ тысяч людей должна быть продолжена. Иначе мы еще не раз услышим о вспышках "загадочных" болезней в Чечне.