03 декабря 2016г.
МОСКВА 
-5...-7°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

МЫ НЕ ЗНАЕМ ЕСЕНИНА

Шубникова-Гусева Наталья
Опубликовано 01:01 27 Декабря 2005г.
80 лет назад, в конце декабря 1925 года, в публикации на смерть поэта "Отговорила роща золотая... Памяти Сергея Есенина" Михаил Осоргин с сожалением заметил: "Обычная и принятая характеристика Есенина - талантливый поэт и хулиган. Последний эпитет он дал себе сам и от него не отказывался..." Эта характеристика одного из самых больших, чистых и подлинно русских поэтов бытует и поныне. И новый многосерийный фильм "Есенин", вызвавший столько страстей, добавил Есенину имидж бандита и горького пьяницы. В дни памяти любимого поэта пора вспомнить, каким на самом деле был Есенин.

Кажется, людям, которые подготовили Полное собрание сочинений С.А.Есенина - первое академическое собрание сочинений писателя ХХ века, и готовят пятитомную Летопись его жизни и творчества и говорить о фильме "Есенин" не стоит. Ведь фильм-то художественный. Однако главный герой носит фамилию Есенин и претендует на прямое сходство с великим поэтом.
Здесь столько ошибок, искажений, что и перечислять не стоит. Но неудача "Есенина" не в этом. Картина искажает суть великого национального поэта России, одного из культурнейших и образованных людей своего времени - вот что страшно.
Есенин окончил Спас-Клепиковскую учительскую церковную школу и получил диплом учителя. В 1913-1915 гг. учился на историко-философском цикле (академического отделения) Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского. Здесь же посещал лекции известных профессоров по литературе. Позже в документах писал: "Образование высшее. Окончил университет в гор. Москве. Филолог".
Есенин по праву считал себя не только поэтом, но и теоретиком искусства. В своих статьях, прежде всего в "Ключах Марии" поэт метко подметил противоречия в работах ряда выдающихся ученых - А.Н.Афанасьева, Ф.И.Буслаева и др., которые касаются, в частности, весьма тонких вопросов разнообразных влияний на русский орнамент и отстаивал самобытность русской культуры.
Ум, дальновидность и умение Есенина ориентироваться в вопросах художественной жизни - качества, которые отмечали у поэта хорошо знавшие его современники: А.К.Воронский: "Есенин был дальновиден и умен"; В.С.Чернявский: "Мы, пожалуй, преувеличивали его простодушие и недооценивали пристальный ум". Но это в фильме отсутствует...
Казалось бы, в фильме создан образ гения: "Самоубийственное ощущение самосознания, избранный, поцелованный Богом человек, которому дозволено все", - слова, сказанные режиссером Игорем Зайцевым в послесловии к фильму. И это о Есенине, для которого главным было чувство ответственности не только за своих родных и близких, но и за свою родину и свой народ. Назовите еще поэта, который так помогал своим родным и близким, содержал не только своих детей, но и сестер. Назовите еще поэта, который так остро отзывался на темы современности: первым обратился к теме крестьянских восстаний, теме Пугачева, раскрыл тему русского рассеянья: "Снова пьют здесь, дерутся и плачут...", "Анна Снегина"...
И еще одна фраза режиссера из послесловия к "Есенину": "Документально известно, что он водил девчонок, посмотреть, как расстреливают". Где же эти документы, позвольте спросить? Их не существует. Есть воспоминания В.Ходасевича об именинах Алексея Толстого весной 1918 года, но в них совсем другое. Среди гостей был Есенин, которому приглянулась одна девушка. "Захотел щегольнуть - простодушно предложил поэтессе:
- А хотите поглядеть, как расстреливают? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою". Но ведь это и рассказано как простодушное хвастовство, бравада...
Но в фильме пошли дальше. Домыслили еще факт расстрела, в котором участвует Есенин. Правда, пистолет не заряжен. А поэт о себе писал иначе:
Не злодей я и не грабил лесом,
Не расстреливал несчастных
по темницам.
Непонятно, за что женщины любили такого пьяницу, к последней серии потерявшего человеческое лицо? Есенин таким пьяницей не был. По воспоминаниям его сестры Е.А.Есениной, мать впервые увидела своего сына пьяным после его возвращения из зарубежной поездки.
Спрашивается, когда Есенин успевал так пить, если он так много работал? В 1921 году поэт написал, кажется, меньше, чем в другие годы. Одна поэма "Пугачев" и несколько лирический стихотворений. Но "Пугачев" - особенно велик по творческому труду. Объем вариантов к поэме в четыре раза превышает текст. Получается, что даже суммарно в течение года Есенин написал более 5000 строк.
Еще более яркую картину дает 1925 год, когда Есенин показан вконец спившимся и больным человеком. В течение одного месяца (январь 1925 г.) поэт пишет поэму "Анна Снегина", стихи из "Персидских мотивов" и многое другое. В один день 13 сентября 1925 года после прогулки на извозчике с сестрой Шурой посвящает ей четыре стихотворения: "Я красивых таких не видел...", "Ах, как много на свете кошек...", "Ты запой мне ту песню, что прежде...", "В этом мире я только прохожий...".
И еще факты, достойные некой Книги рекордов Гиннесса: в ночь с 4 на 5 октября в ответ на вопрос своей жены Софьи Толстой, почему у него мало стихов о зиме, Есенин диктует ей подряд семь стихотворений, а в ночь с 7 на 8 октября сочиняет "Сказку о пастушонке Пете...".
Идея убийства в фильме сшита, по-моему, белыми нитками. Сергей Безруков и режиссер фильма имеют разные взгляды на причину смерти поэта. Об этом, кстати, и говорит Игорь Зайцев в послесловии к фильму. Но режиссер как дирижер ведет основную мелодию: такой Есенин, каким он показан на экране, шел к самоубийству. И в этом основное противоречие "Есенина".
Фильм получился, считаю, антирусский. Если национальный гений России, один из лучших представителей своего народа, - пьяница, матерщинник и хулиган, то таков и русский народ. "Оплевывать Есенина - значит оплевывать русский народ" - так заявляли русские эмигранты на выпады в адрес Есенина после его смерти и в 40-50-е годы в ответ на постановку скетча "Появление Есенина с женами".
Мы мало знаем Есенина. По натуре он был довольно скрытен, дневники не вел и себя настоящего особо не показывал. Но лунную улыбку поэта, "веселость, тихую, но не резкую", спокойную сосредоточенность и аристократизм подчеркивали многие известные мемуаристы. "Неужели непонятно, - восклицал Владимир Пяст, - что не может быть "шарлатаном" (есенинское слово!) тот, который себя таким объявляет!". И все же образ хулигана, явно напоминающего русского юродивого, так покорил читателей, что невольно слился с живым обликом поэта.
Простой народ всегда питал к юродивым особую любовь и уважение, видя в них высшее проявление мудрости, самоотречения и милосердия, ибо юродивые, скрывая свой ум под личиной внешнего безумия или "похабства", были обличителями нечестивых, утешителями и защитниками несчастных. Любимый герой русских сказок - Иван-дурак похож на юродивого тем, что он - самый умный из сказочных героев, а также тем, что его мудрость скрыта. Таким был и Есенин.
В литературе неоднократно отмечались черты юродства в духовном облике М.П.Мусоргского, Ф.М.Достоевского, В.Хлебникова, А.М.Ремизова. Есенин, если верить Мариенгофу, говорил ему следующее: "А еще очень невредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят". Юродивых почитали в России за "божиих людей", поэтому в стихах поэт подчеркивает избранничество своей миссии:
Я нарочно иду нечесаным,
С головой, как керосиновая лампа,
на плечах.
Ваших душ безлиственную осень
Мне нравится в потемках освещать.
Мне нравится, когда каменья брани
Летят в меня, как град рыгающей
грозы.
Я только крепче жму тогда руками
Моих волос качнувшийся пузырь.
"Он не такой, как мы, он Бог его знает кто..." - так сказал о своем сыне отец, Александр Никитич.
Есенин мог быть разным. Вот как писал о Есенине в письме к А.М.Горькому в 1926 году Б. М. Зубакин, крепко подружившийся с Есениным в 1923-м: "Шло от него прохладное и высокое веяние гения. Лукавый, человечно-расчетливый, двоедушный - вдруг преображался, и все видели, что ему смешны все расчеты земные - и слова - и "люди", и он сам себе - каким он был только что с ними. Он становился в такие минуты очень прост и величав - и как-то отсутствующ. Улыбался все рассеянней и нежнее - как-то поверх всего, но всем. Он не был "падшим ангелом", он был просто ангелом - земным". Такого Есенина мы не увидели на экране.
"Искусство, - заключал свои воспоминания о Есенине Андрей Белый, - такой тонкий аппарат, построенный на сердцах... Есенин является перед нами, действительно, необычайно нежной организацией, и с ним нужно было только уметь обойтись...".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников