08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.91   € 68.50
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ОГРОМЕН МИР, НО Я В НЕМ - НЕ ПЕСЧИНКА

Если я стану утверждать, что все те катаклизмы, которые за последние годы пережила страна,

Если я стану утверждать, что все те катаклизмы, которые за последние годы пережила страна, каким-то образом счастливо миновали Южный Урал, я слукавлю. Это в полной мере касается села и, конечно, сельских школ. Пустеют деревни, а вместе с ними и школьные классы. Даже термин появился - малокомплектная школа. Сегодня во многих российских регионах прямо ставится вопрос об их ликвидации. Но власти Челябинской области и в этом случае решили идти своей дорогой. И начали с того, что на средства регионального бюджета купили те самые 480 школьных автобусов, которые теперь бегают по уральским дорогам, ежедневно доставляя ребятишек из самых дальних сел и деревень на занятия. Сами общеобразовательные школы, как городские, так и сельские в глубинке, по уровню оснащенности могут поспорить даже со столичными.
А начиналось все не год назад, когда в стране громко был запущен национальный проект "Образование", а в далеком 2000-м. Когда подавляющему большинству не то что школ - регионов было, что называется, не до жиру - быть бы живу. Хватило бы на зарплату, да самое необходимое. И, конечно, компьютеры и прочее школьное оборудование в перечень этого самого необходимого ну никак не "влезали".
Однако руководство Южного Урала и тогда уже думало иначе и поступало в соответствии со своими убеждениями.
- Если говорить о компьютеризации учебного процесса в наших школах, то более пяти лет, начиная с 2000 года, мы уже работаем в рамках областной программы "Информатизация системы образования", - рассказывает первый заместитель министра образования и науки Челябинской области Татьяна Григорьевна КАЛУГИНА. - Первое, что тогда сделали, закупили для школ, в том числе сельских и поселковых, компьютерные классы. Сегодня мы оснащаем их новой техникой. Если говорить об интернете, к концу этого года 100 процентов наших средних учебных заведений будут подключены ко всемирной паутине. Вы уже, наверное, слышали о наших межшкольных методических центрах (ММЦ), которые были созданы на условиях софинансирования областного бюджета, Международного банка развития и Национального фонда подготовки кадров системы образования. Сегодня их на территории области не два-три, а целых 50! Представляют они собой компьютерную базу, которая не только обеспечивает доступ учащихся к интернету, помогает освоить информационные компьютерные технологии не только ребенку, но и учителю. Он, что не менее важно, со знанием дела может использовать автоматизированное компьютерное рабочее место для оптимизации учебного процесса.
Что касается южноуральских учителей. Для того чтобы приобщить их к миру высоких технологий, за три года до начала всех национальных проектов в Магнитогорске создали региональный Интернет-центр образования. Не для галочки в отчете. Просто назрела необходимость. Потому что в сознании и менталитете учительства не один год до того исподволь формировалась идеология: если ты не владеешь компьютером сегодня, ты живешь вчерашним днем. В квалификационную характеристику при аттестации педагогов ввели пункт: владение информационными компьютерными технологиями на уровне оператора, составителя программ. Сработало. За короткое время на курсах повышения квалификации около полутора тысяч учителей, как они сами шутят, освоили искусство общения "с электронным мозгом". А дальше процесс стал набирать обороты, как снежный ком с горы.
- Сегодня наши педагоги, - с гордостью продолжает Татьяна Григорьевна, - имеют на компакт-дисках и весь необходимый учебный материал, и свои собственные программы, которые лицензируются, аттестуются институтом повышения квалификации и используются потом в учебном процессе. Есть и сетевое взаимодействие, когда мы можем проводить интернет-конференции, собирая на своих 50 ММЦ весь учительский состав, и обсуждая в режиме реального времени наболевшие проблемы. Одновременно сократились расходы на командировки, упростилась деловая переписка, так как каждый директор школы, начальник управления получил в пользование ноутбук и имеет адрес электронной почты. Мало того, ситуация оперативного виртуального управления в нашем ведомстве уже дает свои реальные результаты.
Первыми, по их собственному признанию, изменения почувствовали сами учителя. И касались они вовсе не материального достатка. Исчезло ощущение оторванности от большого мира, а вместе с ним - чувство ущербности из-за того, что на нищенскую зарплату нет возможности купить ни методическую литературу, чтобы повысить квалификацию, ни новые учебники, ни какую-то разработку. Сейчас все эти проблемы решаются несколькими нажатиями кнопки: "клик", и ты в Эрмитаже, еще один - и ты уже в Лувре... Так возникает чувство близости к этому глобальному пространству, еще раз только подтверждая известный постулат: тот, кто владеет информацией, владеет миром. И, главное, причастности к делам своего города, своей губернии, своей страны, мира, который ты можешь изменить.
А уральским ребятишкам власть над пространством и временем, без всякого сомнения, кроме обширных знаний и уверенности в собственных силах, дает огромное чувство собственного достоинства. Для них уже не столь принципиально, где они живут: в Москве на Арбате или в далеком уральском селе.
- Наши ребята очень активно участвуют во всех олимпиадах, и не только регионального уровня, - рассказывает Татьяна Калугина. - И очень достойно представляют наш Южный Урал. Без них не обходится ни один социальный региональный проект, ни одно общекультурное мероприятие, значимое для нашей территории или какой-либо этнокультурной группы, живущей на челябинской земле. Так рождается национальное самосознание, чувство гордости за малую родину и желание пропагандировать ее через тот же интернет. Ну и, конечно, уровень знаний наших школьников говорит сам за себя.
Что есть - то есть: результаты совместных трудов челябинских властей и педагогов на ниве образования гремят по всей России. Взять хотя бы тот же Единый государственный экзамен. Выпускники школ области демонстрируют результаты по ЕГЭ, значительно превышающие общероссийские показатели. Число тех, кто получает на главном выпускном испытании 100 баллов, растет год от года. Если в 2003 году это число составляло 7 человек, в 2004-м - 20, то в последующие два года это были уже 51 и 56 выпускников соответственно. К слову, количество участников Всероссийских олимпиад школьников от Челябинской области в нынешнем году составило 121 человек. Из них 62 юных умника и умницы стали победителями и призерами этих смотров знаний.
Хотя, с другой стороны, было бы странно, если бы результаты были иными. И вот почему. О том, что в России ежегодно проводится престижный конкурс "Учитель года", знает и стар, и мал. Проходит он в несколько этапов, последний из которых - всероссийский. Так вот за последние годы дважды всероссийский этап смотра педагогического мастерства выигрывали учителя Южного Урала. В 2005 году, например, победителем конкурса стал преподаватель 31-го лицея Челябинска Иван Иоголевич. К слову, ученик Ивана Александровича - Александр Каманцев недавно получил престижную премию "Первый шаг к Нобелевской премии".
- У нас очень много интересных, перспективных детей, - с гордостью констатирует Татьяна Григорьевна. - И каждый из них поддержан вниманием и заботой на всех уровнях. Например, в рамках президентской программы поддержки талантливых и одаренных детей 33 наших воспитанника получили премию от президента России. Еще 50 победителей и призеров международных и общероссийских олимпиад получили премии губернатора. И 4600 одаренных мальчишек и девчонок были поддержаны грантами глав муниципальных образований области. Есть даже специальный банк данных таких детей. Не остались без оценки и заслуги учителей. Так, победители областного этапа конкурса "Учитель года" всегда получают от губернатора ключи от новенького авто. Это в дополнение к оборудованному по последнему слову техники учебному классу. Постоянно растет и размер грантов. Финансовая помощь одаренному ребенку колеблется от 10 до 50 тысяч рублей. Существует еще и губернская программа поддержки молодых учителей.
- Насколько легко ваш губернатор идет на подобные проекты?
- Не просто легко, зачастую он сам их инициирует. Взять хотя бы тот же конкурс учителей. Раньше его победителю вручалась денежная премия. А Петр Иванович как-то возьми и спроси: "Почему мы так плохо ценим труд педагогов? Что, они меньше шахтера работают, что ли? Давайте лучшим будем вручать автомобиль. Чтобы победители знали, что мы их труд высоко ценим. А у всех других был стимул двигаться вперед". С тех пор, вот уже три года, вручаем автомобили. В каком еще регионе есть такое?!
А еще в Челябинской области, кроме того, что буквально носятся с каждым отдельным школьником, сумели сохранить начальное и среднее специальное образование. Опять же, как говорят все в один голос, благодаря губернским программам. И вопреки тому, что это направление образования в национальный проект почему-то не вошло. Уже созданы и начнут работать в новом году десять ресурсных центров по наиболее востребованным специальностям на региональном рынке труда. Определены базовые специальные учебные заведения, в которых собраны лучшие мастера производственного обучения и создана современная материальная база. Формируется она на паритетных основаниях: 50 процентов средств вносит область, 50 процентов - будущие работодатели.
- Татьяна Григорьевна, едва ли мы сможем сейчас детально рассказать обо всех проблемах и успехах образования в области. Но если попытаться просто коротко ответить на вопрос: образование Южного Урала сегодня - какое оно?
- Во-первых, это одна из крупнейших образовательных систем России. Мы занимаем пятое место по численности и контингенту обучающихся, начиная от дошколят и кончая послевузовской профессиональной подготовкой: аспирантурой, докторантурой. В этом мы похожи на Краснодарский край: плотность приблизительно такая же, хотя территория Кубани значительно больше. Особенность наша и в том, что у нас выше, чем в среднем по России, охват детишек и молодежи, которые должны учиться в начальных, средних, средних специальных и высших учебных заведениях. Короче, в пятерку сильнейших входим! Мы, кстати, одними из первых в России стали проводить мониторинг качества общего образования и являемся базовой площадкой по этому вопросу для Министерства образования страны. У нас масса научных наработок, вузы борются за получение международных сертификатов на соответствие качества подготовки специалистов. К слову, за пять последних лет у нас не было ни одного вуза, который закрылся бы как несоответствующий после аттестации и аккредитации. В то же время пять высших учебных заведений получили более высокую ступень аккредитации. Нашу систему в целом можно рассматривать как инновационную, столько у нас социальных, образовательных и даже научных инициатив. Действует система поддержки научных проектов студентов, аспирантов и молодых ученых, которая поддерживается опять же грантами губернатора. Размеры премий - от 60 до 140 тысяч рублей. При оценке приоритетным считается прикладной характер проекта.
Наверное, о системе образования Челябинского региона можно говорить еще много. К сказанному добавлю только одно: о завтрашнем дне области, школьниках и студентах, которые сегодня усердно впитывают поток знаний за школьной партой и в вузовской аудитории, на Южном Урале, действительно, пекутся неустанно. Отсюда - новый клинический центр с поликлиникой, диагностическим и психолого-реабилитационным центрами и стационаром на 180 коек для обслуживания студентов и преподавателей вузов. Особая программа по контролю за репродуктивным здоровьем молодежи и тех, кто приехал из зоны радиоактивного загрязнения. Дом-общежитие для семейных студентов и аспирантов, который проектировался и строился не только по инициативе губернатора, но и под его неусыпным контролем.
Во время нашего затянувшегося разговора в кабинете Татьяны Григорьевны настойчиво зазвонил телефон. Выслушав собеседника, Калугина как-то не по-министерски задорно тряхнула челкой и радостно объявила:
- Ну вот, на III Международной естественнонаучной олимпиаде в Сан-Паулу в Бразилии учащийся нашего 31-го лицея Александр Михайлов взял золотую медаль по физике, химии, биологии. Это третья золотая медаль наших учащихся в этом году! Ну что еще говорить-то?!


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников