ВОЙНА ЗА НОВЕЙШУЮ ИСТОРИЮ

Вчера министр образования и науки Андрей Фурсенко утвердил список учебников, которые положат в свои портфели российские школьники в следующем году. Среди 1104 пособий "добро" от министра получил и учебник "Новейшая история России 1945-2006 годы" под редакцией Александра Филиппова, созданный на основе скандально известной "Книги для учителя" по новейшей истории России, а также учебник "Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке".

Со страниц нового учебника истории школьники узнают об "эффективном менеджере" Иосифе Сталине, "счастливейшем из покойников" Леониде Брежневе и о том, что Бориса Ельцина на посту президента сменил "здоровый и энергичный человек".
"Подробно учебник истории я не читал, но просматривал, - честно признался вчера Андрей Фурсенко на "круглом столе", посвященном обсуждению новых учебных пособий. - Думаю, что если бы мы провели экспертизу учебника по химии, то споров вокруг него было бы ничуть не меньше". По словам министра, новый учебник истории прошел полномасштабную экспертизу с участием "уважаемых ответственных экспертных органов", таких как Российская академия наук и Российская академия образования. Кроме того, к обсуждению привлекали педагогические вузы страны и профильных специалистов.
Авторы не побоялись выставить "Книгу для учителя", на основе которой создан учебник, буквально на Лобное место. С лета не утихали споры экспертов о том, как оценивать роль того или иного руководителя страны второй половины прошлого века. Особенно спорными оказались предложенная в пособии чуть ли не хвалебная оценка сталинских репрессий и термин "суверенная демократия".
- Проводя экспертизу, мы пытались прежде всего опереться на объективные научные критерии, - рассказал директор Института российской истории РАН Александр Сахаров. - Работа проходила тяжело, напряженно и противоречиво. Главным достоинством нового учебника стало то, что он вписывается в историю страны в целом.
Напомним, что презентация пособия для учителей по новейшей истории прошла в июне этого года в рамках Всероссийской конференции преподавателей гуманитарных и общественных наук. С делегатами конференции в Ново-Огареве встретился и президент Владимир Путин. Он посетовал тогда, что "практически нет пособий, которые глубоко и объективно отражали бы события новейшей истории нашего отечества".
Теперь, видимо, этот пробел, указанный главой государства, можно считать восполненным. Авторы пособия не скрывали, что заказчиком их труда по новейшей истории России выступила администрация президента. В частности, один из авторов учебника Павел Данилов пояснил: "наша цель была сделать учебник, в котором российская история выглядела бы не унылой чередой несчастий и ошибок, а предметом гордости за свою страну".
Одним из недочетов учебника главный редактор журнала "Эксперт" Валерий Фадеев назвал то, что "мы еще не обратились к нашей философской базе - мировоззренческой основе, ведь из оборота выведены такие вершины национальной славы, как Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Владимир Соловьев". Также, по мнению Фадеева, "темным пятном остается 1917 год, до сих пор не переоценена роль Октябрьской революции".
Буквально за два месяца составители "Новейшей истории" переделали пособие с учетом всех поправок экспертов в учебник. Утвержденный, он уже небольшими тиражами отправлен в несколько школ. Его апробируют сразу в Приморье, Якутии, Татарстане и Самаре.
- Споры вокруг учебника демонстрируют то, что в нашей стране не угас интерес к новейшей истории, - поделился мнением учитель истории школы N 33 Якутска, победитель конкурса лучших учителей России в рамках национального проекта образования 2006 года Владислав Голованов. - Наша школа уже получила 60 экземпляров, вскоре мы приступим к занятиям. В преддверии этого я давал разъяснения не только ученикам, родителям и коллегам, но даже президенту Якутии Вячеславу Штырову. Уверен, что новый учебник не заставит меня заниматься на уроках двуличием. Он также доступно объясняет, что с последней страницей конец нашей истории не наступил.
Впрочем, не все учителя готовы поменять ориентиры. Многие из преподавателей уже попросили провести в регионах курсы повышения квалификации работников образования, на которых хотели бы подробно изучить новые подходы к изучению исторических событий.
ЧТО ПИШУТ В НОВЫХ УЧЕБНИКАХ
Из учебника "Обществознание. Глобальный мир в ХХI веке":
"Перемены к лучшему в нашем обществе невозможны и без формирования "российской мечты" - яркого, притягательного и убедительного образа будущей России". (Стр. 262).
"Приоритетная задача российского гражданского общества не противостояние власти и не оппозиция ей, а построение демократической государственности". (Стр. 339).
"Избранный в 2000 году президент Владимир Путин, получив непростое наследство 90-х, должен был решать самую трудную задачу - восстанавливать государственность России". (Стр.342)
Из учебника "Новейшая история России, 1945-2006 гг.":
"Со смертью И.В. Сталина в истории Советского Союза закончилась эпоха штурмового продвижения к экономическим и социальным вершинам" (Стр. 95).
Л.И. Брежнев - "счастливейший из покойников". (Стр. 271).
"Ельцин в силу своего возраста и болезней не мог в полной мере выполнять многочисленные обязанности. Когда на этот пост заступил здоровый и энергичный человек (В.В. Путин. - "Труд"), в полной мере выяснилось, насколько велика президентская власть. (Стр. 451).