Маша Киселева: «Русалочкой сделали Кузю»

Корреспондент «Труда» был приглашен на предварительный (закрытый) просмотр нового феерического шоу «Русалочка и сокровища пиратов» в московском бассейне «Олимпийский»

Мне не довелось бывать в Сан-Диего, на самых знаменитых пляжах Гавайских и Канарских островов. Может быть, там и устраивают представления, сравнимые по масштабности с «Русалочкой и сокровищами пиратов». Но в истории России — совершенно точно — никогда не было праздников на воде, которые проходили бы с таким размахом. В этом шоу участвуют артисты разных жанров, а также высококлассные атлеты, представляющие самые разные виды спорта: мастера синхронного и подводного плавания в ластах, прыгуны в воду и на батуте, воздушные гимнасты и даже пилоты аквабайков.

Автор идеи — трехкратная олимпийская чемпионка и телеведущая Мария Киселева. Она осуществляла общее руководство, а также плотно занималась руководством той части программы, которая проходила непосредственно в воде и на воде.

Яркое впечатление от выступления великолепных спортсменов и артистов значительно усиливалось световыми эффектами, которые особенно необычно смотрелись на воде. Сюжет сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» был значительно расширен российским либреттистом Василием Кривцовым, а композитор Игорь Кадомцев написал оригинальную музыку. Представление на воде, в воде, рядом с водой и в воздухе, длящееся полтора часа, воспринимается на одном дыхании.

Посмотрев это шоу с бортика бассейна, корреспондент «Труда» сначала пообщался с юными зрителями. Самой заинтересованной среди малолетней аудитории, несомненно, была Маша Киселева-младшая.

— Кем тебе приходится автор этого проекта?

— Мой папа Владимир Киселев — брат Марии Киселевой.

— Кто тебе больше всех понравился во время представления?

— Конечно, Кузя!

— Это кто такой?

— Так в кругу друзей ласково называют Ольгу Кужелу (олимпийская чемпионка Пекина-2008. — «Труд»), которая исполняла партию Русалочки в воде. Я Кузю очень люблю. Она очень добрый человек и прекрасная спортсменка, кроме того, подруга моей тети. Кузе, наверное, сложнее всех было сегодня. Но она свою партию исполнила безошибочно и очень выразительно.

После того как Ольга Кужела переоделась из мокрой русалочьей формы в сухой спортивный костюм, я завел с ней разговор прямо рядом с бассейном.

— Оля, когда вы узнали о том, что вам доверят главную роль в спектакле?

— С самого начала репетиций. Мария Киселева сразу предложила эту роль мне. Около месяца назад.

— Что было самым сложным в этом представлении?

— Я все привыкла делать в воде: и движения в разных ритмах выполнять, и лицом выражать любые эмоции. А вне воды все было очень непривычно, и потому сложно, особенно в первые дни репетиций. Очень сложно было даже под фонограмму петь, то есть открывать рот синхронно с партией вокала в музыкальном сопровождении. Для большей правдоподобности громкой записи голосу певицы я сама подпевала, даже когда вылезала из воды с зажимом на носу. Но мне помогали многие, в том числе и артисты. Я имею в виду ту часть труппы исполнителей спектакля, которые работали «на суше».

— А в воздушных трюках?..

— Придется открыть секрет: воздушные трюки исполняла другая артистка — циркачка. Но я рада, что даже вы, стоя у бортика бассейна, не заметили подмены. Значит, очень здорово поработали и режиссеры, и костюмеры, и гримеры.

— Какие непривычные моменты были для вас в воде?

— Главные сложности доставлял необычный для синхронистки костюм. Особенно мешал хвост. Я в воде привыкла работать в полную силу, но в такой специфической экипировке это сделать было невозможно.

— В труппах солидных театров обычно подбирают и дублеров, особенно для исполнителей.

— Да, я знаю. И потому была удивлена тем, что Маша Киселева не подобрала дублершу мне. Я с ней говорила об этом. Но Маша сказала: «Ты вытянешь, я тебе верю». Но и помощь она мне оказывала по максимуму — с моих первых дней репетиций.

— А синхронистки в ластах?

— Действительно, часть «водной» труппы сегодня плавала в ластах. Это придавало некоторым номерам динамизм и ощущение стремительности. И в спортивном синхронном плавании некоторые тренировки мы проводили в ластах, хотя выступаем всегда, конечно, без них. А я в роли Русалочки ласты не могла себе позволить, потому что некоторые движения под музыку делала ногами над водой. Да и когда вылезала на сушу, ласты стали бы явной помехой.

— Как долго продлится ваше представление?

— До 9 января в «Олимпийском» оно будет проходить ежедневно. Что дальше — спрашивайте у Киселевой.

— А если говорить о еще более дальних ваших планах?

— Пока я еще не решила, буду ли готовиться к Лондону-2012 или же насовсем уйду из большого спорта. Окончательно решится через месяц или два. На данный момент я еще числюсь в составе сборной России и помимо работы в спектакле «Русалочка» выполняю какие-то тренировки, чтобы быть в оптимальной физической форме. Но я еще работаю в петербургской специализированной школе синхронного плавания, которая была открыта «под мое имя». Конечно, в большей мере мне приходится работать «брендом» школы, то есть решать организационные вопросы, чем заниматься тренерскими функциями. Мне это удается делать легче, чем другим, потому что я оказалась единственным представителем Санкт-Петербурга, кто привез «золото» из Пекина. А тренерская бригада в школе подобралась великолепная. В числе наставников — Марина Владимировна Ильина, мой бывший личный тренер.

— Сколько времени вы репетировали в «Русалочке»?

— Около месяца.

— А как у вас с личной жизнью?

— Скоро выхожу замуж. Мой муж — юрист, а не спортсмен. Но спорт любит, хорошо в нем разбирается. Помогает мне во многом. Помог с открытием специализированного бассейна на улице Джона Рида, в котором и синхронисток можно готовить, и провести спектакль, аналогичный тому, что вы видели сегодня. Так что, надеюсь, Русалочку увидят не только москвичи, но и петербуржцы.

— Чешский хоккеист Милан Кужела вам не родственник?

— Нет. Мои предки по этой линии живут в России с 1918 года. Эрнст Францевич сначала был солдатом Австрийской армии и попал в плен. Потом действовал в составе Красной армии в Туркестане, в тех местах, где проходит сюжет «Белого солнца пустыни». А после Гражданской войны успешно возглавлял судостроительный завод в Николаеве.

После того как автор проекта Мария Киселева выдержала нахлынувший на нее обильный поток поздравлений с великолепными дебютом и премьерой, она ответила и на вопросы «Труда». В очередной раз я убедился: за пределами проекта «Слабое звено» Киселева всегда предстает очень доброжелательным и тактичным человеком.

— Маша, кто из спортсменов высокого уровня, кроме Ольги Кужелы, участвует в вашем спектакле?

— В роли Каракатицы — чемпионка мира и Европы Дарья Литвинова. Значительная часть участников — мастера спорта в разных дисциплинах.

— Как вы решились ввести в действо аквабайк?

— В ограниченном пространстве крытого бассейна это было непросто. Но динамики действу прибавляет, особенно в сценах бури.

— Сегодня в вашем представлении участвовал Дед Мороз. Как долго он будет актуален?

— До 9 января — ежедневно. Какова дальше будет судьба «Русалочки», неизвестно. На данный момент «Олимпийский» — единственная арена в России, где это представление можно показывать. Но, во-первых, и в других городах России будут возводиться крупные спортивные сооружения, в том числе и бассейны. Так что повезем наш проект и по стране, и за ее пределы. Во-вторых, нынешний вариант «Русалочки» — не окончательный. Будем вводить в сценарий и выступления представителей других видов спорта. Пока задумки не буду раскрывать, подержу в секрете.

— Сколько времени длились репетиции?

— Готовили проект с непосредственными исполнителями более трех месяцев. Большей частью в «Олимпийском» работали по ночам. Режиссер Алексей Малыхин, продюсер Сергей Кирсанов (муж Киселевой. — «Труд») и сценарист Виталий Кривцов с самого начала были спокойны за артистов и танцоров, которых пригласили для исполнения номеров «на суше». Больше переживали за синхронисток и прыгунов в воду, которым театральные номера были в новинку. Но наши спортсмены постоянно и упорно работали над номерами в незнакомой им ранее сфере деятельности. И не подвели.

— Как пришла в голову идея елки на воде?

— Это представление мы еще три года назад задумывали с самого начала в качестве новогоднего. Но я была в положении (в декрете), и потому на какое-то время проект задержался в исполнении. Зато он полностью «созрел» в стадии наших замыслов. Я как синхронистка решила, что елка непременно должна вырастать прямо из воды. Это было единодушным и одновременным решением всех организаторов.

Приходите в «Олимпийский» на наш уникальный спектакль. Желательно с детьми. Для малышей младше четырех лет — вход бесплатный. А всем читателям «Труда» желаю счастья и исполнения желаний в Новом году.