Секреты «русского мрамора»

Как наша столица стала Белокаменной

Среди употребляемых в обиходе названий нашей столицы давным-давно закрепился титул Белокаменная. И это отнюдь не прихоть наших предков. В старой Москве действительно очень популярны были постройки из белого камня — известняка.

Каменное дело стало развиваться во Владимиро-Суздальской и Московской Руси более 800 лет назад. Древние мастера пробовали использовать различные виды природных стройматериалов, но в конце концов отдали предпочтение известняку: материал красивый, легко поддающийся обработке и достаточно прочный. В странах Европы, где строители тоже использовали такой сорт камня, его даже называли иногда «русским мрамором».

Прибрежный известняк

Едва ли не самой грандиозной «белокаменной строительной эпопеей» в истории нашей страны можно считать сооружение Московского кремля, затеянное в 1366 году по воле великого князя московского Дмитрия Ивановича. Именно благодаря этому первому в ее истории каменному оборонительному рубежу Москву и стали величать белокаменной. Специалисты подсчитали, что для возведения башен и стен двух-трехметровой толщины потребовалось более 15 тысяч кубометров известняковых блоков и еще почти 30 тысяч «кубов» обломков, используемых в качестве бутового камня, которым заполняли внутреннее пространство стен. Такое огромное количество стройматериалов было доставлено в Москву из ближних к ней каменоломен за каких-то четыре месяца. Чтобы обеспечить столь гигантские объемы транспортно-заготовительных работ, потребовались десятки тысяч людей и более 4 тысяч конных подвод.

Среди наиболее известных белокаменных построек столицы, сохранившихся до наших дней, — Успенский собор в Кремле, Грановитая палата... Еще один из кремлевских соборов, Архангельский, облицован снаружи «русским мрамором». На могучем фундаменте, сложенном из известняковых блоков, стоит колокольня Ивана Великого.

Позднее, когда в строительстве стала преобладать кирпичная кладка, известняк использовался для отдельных элементов зданий. В моду вошли белокаменные цоколи, карнизы, колонны, балюстрады, наличники. Именно из белого камня сложена, например, знаменитая колоннада Большого театра.

Необходимый для строительства известняк в Москву доставляли из разных мест. Белый камень в старину ломали по берегам Оки, верхней Волги, Пахры, Москвы-реки. Прибрежные каменоломни существовали даже в пределах нынешней столицы — в Дорогомилово, неподалеку от Пресни. Особенно ценился товар из окрестностей москворецкого селения Мячково и села Домодедово на Пахре.

Приказ каменных дел

В 1584 году, когда в государстве затеяны были сразу две великие стройки, Смоленского кремля и Белого города в Москве, по распоряжению тогдашнего фактического правителя Руси Бориса Годунова учредили Приказ каменных дел. Это новое министерство ведало в том числе и организацией добычи и поставки известняковых блоков, которые использовались для сооружения цоколей крепостных стен. Приказ просуществовал более 100 лет и был ликвидирован лишь во времена Петра I.

Чтобы транспортировать тяжелые каменные глыбы по воде, наши предки использовали особые речные суда — шитики. При длине около 15 метров они могли поднимать до 17 тонн груза, имея осадку всего 0,5 метра, так что даже самые мелкие перекаты были им нипочем. До поволжских городов известняк шел порой в качестве этакого попутного груза. В безлесные низовья Волги сплавляли из Подмосковья много древесины, увязанной в огромные плоты из бревен. Вот на эти-то плоты и складывали белый камень, необходимый для возведения новых сооружений.

Кое-где наши предки заготавливали известняковые блоки в карьерах открытым способом. Но в других местах они доставали «русский мрамор» прямо из-под земли. Крестьяне сел и деревень по берегам подмосковных рек Пахры, Десны, Рожайки приспособились ломать известняк в подземных каменоломнях, что называется, на досуге. Они трудились в свободное от полевых работ время: зимой, в распутицу, — благо в глубоких штольнях ни дождь, ни снег не помеха.

Работа была тяжелая. Блок нужного размера отделяли от монолитного пласта с помощью железных клиньев, забиваемых кувалдами. Потом такой полуфабрикат требовалось еще обработать дополнительно, придав ему правильную форму. Обтесывали сначала киркой, долотом, а потом даже отшлифовывали грани (для этого использовался речной песок и специальные чугунные гладилки). Обычно длина белокаменных блоков не превышала 60 см, но иногда поступал заказ и на более габаритные монолиты длиной до 1,5 м. Готовые куски известняка с помощью воротов тащили к воде на специальных тележках. Позднее, в ХIХ веке, кое-где в штольнях были проложены рельсы для вагонеток и платформ.

Подземные лабиринты

С годами добыча «русского мрамора» в Москве и окрестностях стала сходить на нет. Основная масса месторождений, откуда наши предки брали камень на городовое дело, оказалась основательно выработана. А добывать блоки из дальних горизонтов было слишком трудно и дорого. Так что к середине ХХ века разработку залежей белого камня в Подмосковье практически прекратили.

В наши дни, когда возникает надобность в таком стройматериале, приходится везти его издалека. Для восстановления некоторых старых построек белокаменные блоки доставляли даже из Крыма. Но до сих пор кое-где в окрестностях столицы сохранились заброшенные каменоломни. По сведениям краеведов-спелеологов, общая длина подземных лабиринтов в бывших каменоломнях у деревни Девятово под Подольском составляет 12 км, а вот Съяны (рукотворные пещеры у села Съяново на правом берегу Пахры) протянулись более чем на 20 км.

И так бывало

Многие из дошедших до нас древних сооружений знамениты своими белокаменными барельефами и скульптурами. Среди чемпионов по количеству таких декоративных элементов Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (XIII век) и Дмитровский храм во Владимире (XII век). Стены этих храмов покрыты рельефным узором от фундамента до купола. Красота владимирского собора даже побудила в начале прошлого столетия архитектора С. Вашкова продублировать его барельефы (но уже в увеличенном виде) на стенах нового многоэтажного доходного дома в Москве (Чистопрудный бульвар, 14).

Сохранились свидетельства, что ради строительства знаменитой церкви Покрова на Нерли князь Андрей Боголюбский ввел особую десятинную пошлину на все суда, которые везли известняк по Клязьме во Владимир. Каждый десятый камень нужно было сгружать на берег возле устья Нерли. Именно там в 1165 году поставили великолепный Покровский храм.

Построенный в 1625 году шатер над Спасской (Фроловской) башней Московского Кремля его авторы Христофор Галовей и Бажен Огурцов решили украсить скульптурами из известняка. Среди каменных «болванов» были изваяния единорогов, львов, людей... Однако среди горожан поднялся ропот: на виду у всех выставлены срамные голые фигуры?! Весть о народном недовольстве дошла до царя, и тот распорядился ради соблюдения приличий одеть каменные изваяния. За казенный счет пошили для скульптур, изображавших людей, специальные кафтанцы из красного сукна, и те щеголяли в этой одежде почти 30 лет, пока ткань не расползлась.

В Подмосковье уцелели несколько храмов, богато отделанных белокаменными резными элементами. Знаменская церковь, которая находится неподалеку от Подольска, в селе Дубровицы, была построена в начале ХVIII века по распоряжению тогдашнего владельца усадьбы князя Голицына в стиле лучших образцов итальянской архитектуры. Вместо традиционного купола верхушку храма венчает стилизованная корона, а белокаменные фасады покрыты сплошным ковром барельефных узоров и украшены фигурами православных святых.

Еще более внушительная галерея статуй собрана в церкви села Подмоклово, стоящей на берегу Оки. Храм, строительство которого было завершено в 1754 году, имеет в плане форму круга, а по периметру нижнего яруса на тумбах балюстрады установлены 16 фигур апостолов и евангелистов, сделанных из белого камня. Высота каждой фигуры — более 180 см. Такого скульптурного изобилия в православных храмах на территории России больше нигде не встречается.