Моя знакомая Маша закончила один из тех вузов, в которых учат иностранным языкам, не предупреждая, что стране не нужно так много переводчиков и что после получения диплома выпускникам придется осваивать еще одну профессию. Маша нашла свое призвание в области маркетинга. Новое дело пришлось ей по вкусу. К тому же выяснилось, что российская выпускница лингвистического вуза может отлично с ним справляться. Склонность Маши к изучению этикеток товара и блестящие аналитические способности оказались как нельзя кстати в ее новой профессии. В девушке открылся талант аналитика рынка.
Попала на эту работу Маша случайно. Ее пригласили переводчиком к зарубежному эксперту, который читал курс по маркетингу для российско-американской компании. Специалист периодически приезжал в Москву, всякий раз оставляя ей толстые стопки учебной литературы для перевода.
Всю осень Маша старалась понять суть новой специальности. Во время одного из перерывов эксперт удалился, а слушатели забросали ее вопросами о маркетинге. Маша начала отвечать так компетентно, что вскоре руководство компании предложило ей заменить уехавшего американца и провести семинар в одном из филиалов.
По вечерам она читала книги основоположника по маркетингу Филиппа Котлера о принципах новой профессии. Уже работая маркетологом в оптово-закупочной фирме. Маша не всегда понимала, как применить иностранную теорию к нашей действительности. Но постепенно Маша стала использовать в своей работе примеры из западных учебников. В основном в ее обязанности входило определять, какой товар необходимо приобрести, и создавать образ самого преуспевающего магазина.
Однажды Маша зашла в один из супермаркетов, похожий на картинку из зарубежных журналов. Это был другой мир. Маше очень захотелось остаться в нем. Она попыталась устроиться на работу в этот супермаркет, но ей предложили только должность ассистента маркетолога. Первую позицию занимал иностранец. И все же она согласилась.
У Майкла, ее начальника, был двадцатилетний опыт работы в маркетинге, правда, в других странах. Маша часто спорила с ним, считая своим преимуществом знание российской жизни. Со временем Маша с Майклом поняли, что каждый из них по-своему прав, и начали учиться друг у друга. Перед отъездом на родину Майкл рекомендовал Машу на свое место.
Через год ее уговорили перейти в российский холдинг, который начинал формирование своей торговой сети.
- Не жалеешь, что променяла настоящую американскую компанию на нашу?
- Что ты! - махнула она рукой. - В иностранной компании мне ничего особенного делать не позволяли. Я составляла отчеты и отправляла их в штаб-квартиру. А оттуда нам присылали указания. На новом месте у меня гораздо больше полномочий. Я могу не только исследовать спрос, но и влиять на политику фирмы, продвижение наших товаров.
Маша сказала мне, что у нее есть заветная мечта - стать бренд-менеджером крупного торгово-производственного холдинга и самой создать какую-нибудь марку товара, которая со временем станет широко известной и любимой всеми. К тому же бренд-менеджеры имеют больше полномочий и получают от 1000 до 3000 долларов. А зарплата маркетолога - от 500 до 1500 долларов.