11 декабря 2016г.
МОСКВА 
-7...-9°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.30   € 67.21
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

КОТЛОВАН

Проценко Александр
Опубликовано 01:01 28 Января 2003г.
На прошлой неделе Минфин России списал (простил) акционерному обществу "Высокоскоростные магистрали" (РАО ВСМ) долг перед федеральным бюджетом в сумме 2,7 миллиарда рублей. Взамен бездарно растраченных и разворованных денег государство получило большую яму, выкопанную в Санкт-Петербурге под фундамент нового вокзала - для приема и отправления сверхскоростных поездов, которые так и не появились.

Вообще-то яма могла быть и побольше: цена за земляные работы в России не выше 200 рублей за кубометр. Получается, что строители скоростной трассы между двумя столицами должны были выкопать котлован объемом 13,5 миллиона кубометров. В этакую ямищу запросто можно было бы упрятать изрядную часть европейской части России - да и денег на "обратную засыпку" вполне хватило бы.
Справедливости ради заметим, что строительство - это такая отрасль, которую во всем мире жулики всевозможных мастей пытаются использовать для воровства, и часто небезуспешно. Но как могла только-только начинающая приходить в себя страна, еще не пережившая "шоковую терапию", где у массы людей часто не хватает денег на самое необходимое, увлечься столь грандиозной аферой - до сих пор непонятно.
Само РАО ВСМ было образовано в декабре 1991 года для создания скоростной железной дороги между Москвой и Санкт-Петербургом. И практически немедленно, в том же декабре, Борис Ельцин издал два указа о постройке этой дороги и подвижного состава для нее. Стоимость проекта оценивалась в 5 млрд. долларов. Он включал в себя прокладку трассы между двумя столицами, а также разработку "с нуля" нового поезда "Сокол", способного перемещаться со скоростью порядка 250 - 350 км/ч. Кроме того, проектом предусматривалось создание необходимой инфраструктуры - в том числе спецвокзала в Петербурге. Деньги предполагалось использовать заемные, но под гарантии правительства России, которому в конце концов и пришлось за все расплачиваться.
Что же мы имеем через 11 лет? Яму вместо вокзала, или, как изящно выражается финансовый директор ВСМ Андрей Никандров, "объект с готовностью в 14 процентов". После того как всем стал ясен крах затеи с сооружением новой магистрали, котлован решили использовать для сооружения транспортно-коммерческого центра (ТКЦ) с гостиницей, офисными и торговыми площадями. Под него в лондонских банках был взят еще один кредит - в 200 млн. долларов, опять же под гарантии правительства РФ, и даже арматурную сталь для ТКЦ закупали в США - хотя в России этого добра такого же качества более чем достаточно. В конце концов в июне 1998 года все тот же Ельцин своим указом "заморозил" разорительное строительство.
Имеется также высокоскоростной поезд "Сокол", сконструированный, построенный (в одном экземпляре) и даже совершивший 10 пробных поездок по существующей "николаевской" (то есть еще царской) железной дороге. Однако полгода назад нынешний министр путей сообщения Геннадий Фадеев поставил крест на проекте "Сокол", заявив, что новый поезд "непригоден для эксплуатации". Сегодня МПС самостоятельно, без участия РАО ВСМ работает над созданием нового поезда. Да и сама существующая магистраль, по мнению Г.Фадеева, после уже запланированной реконструкции будет вполне способна пропускать сверхскоростные поезда. То есть весь проект ВСМ признан не нужным.
Ну и последнее, что имеем, - уголовное дело, возбужденное Генпрокуратурой в отношении РАО ВСМ по итогам специального обращения Счетной палаты (там проверили только часть документации - и ужаснулись). Пока неизвестно, появились ли в деле конкретные обвиняемые, среди которых могут оказаться и бывший первый вице-премьер России Алексей Большаков - самый активный лоббист проекта и председатель совета директоров РАО ВСМ,- и бывший министр путей сообщения Николай Аксененко, и нынешний губернатор Санкт-Петербурга Владимир Яковлев. По мнению Генпрокуратуры, изложенному в официальном ответе Счетной палате, "в действиях руководителей РАО ВСМ усматриваются признаки преступления, предусмотренного статьей 176, часть 2 Уголовного кодекса". А по этой статье виновные могут получить до пяти лет тюрьмы за "незаконное получение государственного кредита и его использование не по прямому назначению". Кроме этого "большого дела", в котором замешаны "большие люди", в ходе разбирательства наверняка обнаружится и немало дел поменьше - каких-нибудь "арматурных" и ему подобных.
Расследование поручено прокуратуре Санкт-Петербурга. Там, можно полагать, умеют "копать" не хуже активистов и фигурантов "Высокоскоростных магистралей".


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников