СКИНЕМСЯ ПО РУБЛИКУ - ПО ЗАЙЧИКУ

С 1 января 2005 года у России и Белоруссии должна быть единая валюта - российский рубль. Такое решение принято в Минске на заседании Высшего совета Союзного государства.

По возвращении в Москву Владимир Путин заявил на совещании с правительством, что "проведение единой кредитно-денежной политики - основная предпосылка для создания единого экономического пространства".
Итак, если обе стороны договорятся по всем спорным пунктам, то в обозримой перспективе от Владивостока до Бреста будет ходить российский рубль. Белорусский же, именуемый в обиходе "зайчиком", уйдет в историю. Механизм введения единой валюты еще предстоит выработать. Тем не менее уже пошли слухи, что "зайчик" может оказаться не таким уж и безобидным зверем и способен пошатнуть наш едва окрепший рубль. Некоторые даже не исключают, что обмен белорусских рублей на российские будет происходить один к одному. Меж тем сегодня по официальному курсу Центробанка за один наш дают семь "их" рублей...
Так чего же россиянам все-таки ждать от введения единой валюты?
Андрей НЕЧАЕВ, президент Российской финансовой корпорации:
- Из опыта введения евро мы должны извлечь два урока. Во-первых, обязательно должен быть единый эмиссионный центр. Белорусам есть смысл пожертвовать национальными амбициями по примеру европейцев, которые пошли на создание Центрального Евробанка. Иметь в едином государстве два таких центра опасно, это обернется девальвацией. Теоретически, конечно, можно иметь совместный банк, но какой смысл? Ведь экономика белорусская - это менее 10 процентов российской. Поэтому самое оптимальное - сделать Центробанк РФ единым эмиссионным центром.
Второй урок, который нам преподнес ЕС, - жесткие требования к экономикам всех государств, входящих в единое экономическое пространство. Дефицит бюджета нигде не должен превышать 3 процентов ВВП. Недавно мы убедились, что в Евросоюзе строго спрашивают за это даже с руководства стержневой державы ЕС - Германии.
Нет смысла предсказывать сейчас, в каком соотношении будет происходить обмен белорусских рублей на российские. Это вопрос политического компромисса. Но, скорее всего, по курсу, близкому к нынешнему официальному. Не думаю, что такой обмен обрушит наш рубль, раскрутит виток инфляции. Ведь белорусов - 10 миллионов.
Сергей ШИШКАРЕВ, зам. председателя Комитета по международным делам Госдумы:
- Последствия объединительного процесса могут болезненно отразиться на экономике Белоруссии. У нас инфляция составляет 12 - 14 процентов в год, а там - свыше 30. При переходе на российские "стандарты" темпов роста цен, а это непременное условие объединения двух экономик, белорусский бюджет неизбежно столкнется с дефицитом денег, которых не хватит для поддержания российского уровня инфляции. Как следствие, предприятия будут испытывать дефицит денежных средств даже для выплаты зарплаты. Надо надеяться, что российская сторона поможет своему собрату по Содружеству сгладить эти негативные последствия перехода на единый рубль. И вот за это россиянам придется некоторую цену заплатить. По разным оценкам, речь может идти о 2 - 5 дополнительных процентах к нашему уровню инфляции.
Но это не такая великая жертва - особенно если учесть, что интеграция существенно расширит рынок сбыта продукции российских предприятий. А в перспективе общая валюта станет конкурентоспособнее. Ко всему прочему, Россия получит возможность экспортировать эмитированные Центробанком ценные бумаги.
Я бы сравнил будущее объединение России и Белоруссии в Союзное государство с объединением двух Германий. Да, немцы за это заплатили известную цену, но единая страна в итоге стала сильнее.
ТАТЬЯНА КОРЯГИНА, доктор экономических наук:
- Я не исключаю, что единой валютой для будущего Содружества станет рубль нового образца. На мой взгляд, это логично. Во-первых, новые купюры - наглядный символ единения. Ничья национальная гордость не ущемляется. Во-вторых, мы не оставим шансов дельцам теневой экономики поиграть на курсе обмена валют. Перевести большие деньги в новые купюры им будет очень непросто.