ПОЧЕМУ МАЛЫЙ БИЗНЕС ТАКОЙ МАЛЕНЬКИЙ?

Как известно, в развитых странах малый бизнес составляет основу экономики: на его долю приходится от 50 до 70 процентов товаров и услуг. У нас этот показатель в несколько раз меньше. Почему же малый бизнес никак "не хочет" расти? Отвечают наши эксперты.

Андрей НАСОНОВ, член президиума общественной организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРА":
- У малого бизнеса нет сил для отстаивания своих интересов, а препятствий на его пути очень много. Поскольку предприниматели по большому счету беззащитны, то и становятся привлекательным объектом для "наездов" бандитов и поборов коррумпированных чиновников контролирующих органов.
Словом, пока у малого бизнеса нет возможности накапливать капиталы и расти. А в результате задерживается и рост экономики в целом.
Иван ГРАЧЕВ, депутат Госдумы:
- Знаете ли вы, что в России начинающих предприятий даже больше, чем в Китае? Но наши в массовом порядке разоряются и существуют только на бумаге, а китайские успешно работают и заваливают мир товарами. Почему же у нас не получается? Потому что налоги большие. Потому что не урегулированы взаимоотношения бизнеса,власти и чиновничества. Потому что полный бардак в отношении собственности...
Начинающий всегда нуждается в деньгах. А доступ малых предприятий к банкам и к деньгам фактически закрыт. В мире существует уйма способов кредитования - от ипотечных схем для строительства жилья до универсальных систем кредитования малого предпринимательства. Но наши банки обслуживают только крупный бизнес. Поэтому в первую очередь надо менять банковскую систему, финансовую политику в отношении малого бизнеса.
Олег БОГОМОЛОВ, академик:
- Малый бизнес особо нуждается в нормальной, здоровой атмосфере на рынке. У нас преступность, вымогательство душат не крупные структуры, которые обзавелись надежной охраной, а мелких предпринимателей. Им приходится платить дань и госструктурам в лице санинспекции, милиции, налоговиков, и криминальному сообществу. Кроме того, малый бизнес, не имея средств на развитие, попадает в зависимость от крупных акул бизнеса. То есть мелкие еще должны делиться и с большими, которые их финансируют и эксплуатируют.
И, наконец, последняя, но отнюдь не по важности, проблема. Чтобы конкурировать и развиваться, должен быть емкий потребительский рынок. Но из-за низких доходов основной массы населения этот рынок крайне сужен.Вот малый бизнес и остается таким малым, малоподвижным.