ЗАДУЛИ ХОЛОДНЫЕ ВЕТРЫ

Какая муха укусила министра обороны США Дональда Рамсфелда, когда тот обрушился на прошлой неделе на Францию и Германию, охарактеризовав их как "старую Европу" только из-за того, что они выступают против скороспелой войны против Ирака?

Этот неуклюжий выпад шефа Пентагона, деятеля с крайне консервативными взглядами, по сравнению с которым, как отметил известный французский политолог А. Менк, "Ле Пен кажется просто паинькой, этаким мальчиком из церковного хора", вызвал довольно резкую реакцию во Франции в рядах как правых, так и левых. Первая женщина - министр обороны Франции Мишель Аллио-Мари, как бы обращаясь к Рамсфелду, довольно ярко описала сложившуюся вокруг Ирака ситуацию: "В прошлом остались доисторические времена, когда тот, у кого была дубина поздоровее, стремился ею огреть владельца мамонтового окорока и скрыться с добычей".
Видный социалист, депутат парламента, а в прошлом министр культуры Джек Ланг подчеркнул, что "надо прямо сказать Рамсфелду: война, за которую он ратует, выгодна американским торговцам оружием и будет на руку террористам, усугубив напряженность в мусульманском мире". В свою очередь, пресс-атташе правительства Жан-Франсуа Копэ заявил, что в определении "Старый континент" для многих заложен важный смысл - "мудрый, с большим опытом", а "мудрость часто бывает очень хорошим советчиком".
Хотя Вашингтон сейчас пытается замять оскорбительные для французов и немцев высказывания Рамсфелда, о чем свидетельствуют последние выступления пресс-секретаря Белого дома Ари Флейшера, а также госсекретаря США Колина Пауэлла в Давосе, здесь прекрасно отдают себе отчет в том, насколько сильное раздражение американцев вызывает позиция Франции и Германии. Более того, неуклюжие выпады наподобие рамсфелдовского, не говоря о давлении, которое оказывается на две страны по другим каналам, как подчеркнула на днях хорошо информированная газета "Фигаро", лишь укрепляют решимость Парижа и Берлина. Так что разногласия по Ираку между США и странами, признанными лидерами объединенной Европы, переросли сейчас в противоречия с вполне реальной перспективой превратиться в трансатлантический кризис.
И еще один момент, на который в Париже обращают сейчас все большее внимание. В тираде Рамсфелда в качестве "новой" Европы, то есть той, которую поддерживает США в иракском вопросе, называются "восточные страны", входившие раньше в "советский блок". Именно туда, по мнению шефа Пентагона, сместился сейчас центр тяжести "натовской Европы". Более сомнительной "медвежьей" услуги Рамсфелд им не мог оказать. Во Франции, да и в других западноевропейских странах и без того стали серьезно задумываться о том, что реально принесет ЕС вхождение в него бывших сателлитов СССР. Если оставить в стороне красивые слова насчет "общих демократических ценностей", богатым странам-членам ЕС придется десятилетиями вкладывать миллиарды и миллиарды евро, чтобы подтянуть до своего уровня экономику "новой Европы". Та же, в свою очередь, как показывает иракский кризис, во внешней политике склонна ориентироваться исключительно на американцев. Французов особенно обескуражило недавнее решение Польши приобрести 48 американских истребителей "Ф-16" на сумму в 3,5 миллиарда долларов, в то время как французы предлагали свои первоклассные "Миражи". Коварные поляки, махнув рукой на "европейскую солидарность", объявили о сделке буквально через несколько дней после того, как им удалось получить от ЕС дополнительно один миллиард евро на свои внутренние нужды. Поляков понять можно: они хотят получить сразу двойную выгоду - и от ЕС, и завоевав американское расположение. Но вот согласится ли на роль безропотной дойной коровы "старая Европа"?