04 декабря 2016г.
МОСКВА 
-10...-12°C
ПРОБКИ
1
БАЛЛ
КУРСЫ   $ 64.15   € 68.47
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ПОСЛЕДНЯЯ РЫБАЛКА

Строганов Юрий
Опубликовано 01:01 28 Января 2004г.
В Татарском проливе возле порта Ванино 21 января потерпел крушение лесовоз "Памела Голд". Проржавевшую обшивку старого судна легко пропорола льдина. К счастью, обошлось без жертв: 22 моряка с тонущего судна спас теплоход "Синегорск". В тот же день близ российского порта Посьет затонуло еще одно судно - "Еребус". Дело кончилось плохо: из 7 членов экипажа спасли только четверых.

Год лишь начался, а суда уже идут на дно, горят. На просторах дальневосточных и южных морей значительно возросло количество катастроф. Как это ни печально, а чаще других жертвами становятся российские корабли. Чем же вызвана нарастающая череда морских крушений?
- Мы занимаемся спасением людей, которые находятся на борту, - говорит начальник Владивостокского морского спасательно-координационного центра Анатолий Выборов. - Ловим сигнал "SOS", затем ищем судно, которое находится поблизости, и направляем его на помощь. Все спасательные центры в нашей стране и за рубежом связаны между собой. Мы, например, координируем свои действия с соседями - американцами, японцами, корейцами, китайцами...
- Анатолий Иннокентьевич, что чаще всего приводит к гибели судов?
- Много случаев, когда рыбаки выходят в море как бы инкогнито - без аппаратуры спутникового слежения и без связи. Многие частные добытчики купили конфискованные у японцев-браконьеров легкие шхуны, не приспособленные к нашим северным широтам. И при зимнем выходе такого суденышка в море то и дело происходят трагедии. Погибло немало шхун, о которых никто не знал, что они находятся в море. Да и рыбаки к этому не стремятся, так как рискуют жизнью, занимаясь браконьерским ловом.
Зачастую в морских происшествиях основная вина лежит на судовладельцах. Идет, допустим, наш теплоход возле берегов Японии, где судоходство особенно оживленно и опасно. Судно лавирует между встречными транспортами. Как и положено, капитан на мостике, вглядывается в ночную темень, отдает команды в машинное отделение: "малый ход", "средний ход", "стоп машина"... А в машинном отделении вместо нескольких механиков всего один моторист. Экипаж вышел в море в сокращенном составе, и на каждого падает двойная, а то и тройная нагрузка. И в качестве впередсмотрящего тоже один матрос, который мечется от одного борта к другому, чтобы успеть предупредить капитана о грозящих опасностях.
Сегодня только во Владивостоке зарегистрировано 75 частных судоходных компаний. У подавляющего большинства "флотилия" состоит из пары устаревших транспортов, которые в нормальной судоходной компании давно были бы списаны на металлолом. Но частник экономит деньги, он усиленно эксплуатирует ветхое суденышко.
И вот такие плавсредства с ржавой обшивкой, неполным экипажем, ненадежной главной двигательной установкой выходят в море. Почти каждый из таких транспортов даже не имеет нормальных навигационных карт. Раньше их поставляли бесплатно, а сейчас надо платить деньги, и немалые. И судно по устаревшим картам налетает на мель. А поскольку судовладелец экономит и на спасательных средствах, то неудивительно, что так растет число жертв катастроф. Только на Сахалине в прошлом году погибло более 30 моряков и рыбаков. Добавлю, что в последние годы на судах в целях экономии сократили должность врача. Моряки порой прямо в рейсе умирают, так и не получив элементарной медпомощи и лекарств.
Складывается впечатление, что судовладельцы не особо опасаются всемогущего регистра - главного госучреждения, надзирающего на море. Многие переоборудуют корабли для провоза дополнительного груза, а это, как известно, нарушает остойчивость плавсредства. Во время шторма такие транспорты чаще всего переворачиваются и моментально идут на дно.
- Мы не смотрим судно перед выходом в море, это не наша функция, - открещивается начальник инспекции Тихоокеанского бассейна Российского морского регистра судоходства Виктор Губанов. - Раз в 5 лет определяем техническое состояние и затем проводим ежегодное освидетельствование. Это основание для выдачи основного документа - свидетельства о годности к плаванию.
- Почему же так часто случаются крушения?
- В основном из-за человеческого фактора. Технические причины - это 3 - 5 процентов. И тонут суда у непутевых судовладельцев, игнорирующих элементарные меры безопасности мореплавания.
Виктор Николаевич убеждал меня в том, что существует очень строгая система контроля. Но в конце концов и он признал, что есть и нерадивые работники, которые могут за определенную мзду закрыть глаза на неисправности и выпустить в море судно.
В последнее время многие судовладельцы, стремясь избежать государственного контроля в вопросах обеспечения безопасности мореплавания, регистрируют свой флот в реестрах государственной инспекции по маломерным судам. Таким образом судовладельцы уходят от затрат на установку соответствующего оборудования, способствующего безопасности мореплавания. Японские, корейские и китайские шхуны по документам проходят уже как прогулочные катера и боты, им присваиваются бортовые номера и выдаются судовые билеты. Но на них нет систем мониторинга и фактически полностью отсутствует контроль за выходом в море. При этом все эти "прогулочные суда" используются исключительно для промышленного рыболовства. До очередной трагедии.
Потерпели крушение
*** "САНДИ" - штормом выброшен на берег.
*** "БОРЕЙ" - затонул во время шторма.
*** "Счастливый" - выброшен волной на берег.
*** "Утесное" - кораблекрушение при шторме.
*** "КАСКАД 103" - пожар в трюме.
*** "КАМСИНГ-1" - сел на мель.
*** "ИВАН КАСАТКИН" - затонул во время шторма, 9 членов экипажа погибли.
*** "ПРЕЗИДЕНТ ПИК" - затонул.
*** "ВОСТОЧНЫЙ" - выброшен на камни. 8 моряков погибли.
*** Шхуна РСХ-8241 - затонула во время шторма, 7 погибших.
*** "РЖЕВ" - столкнулся с индонезийским судном и затонул.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников