ПОГОННЫЙ РУБЛЬ

Главный финансист Министерства обороны Любовь Куделина всегда сдержанно, со скрупулезной точностью характеризовала материальное положение военного ведомства в целом и людей в погонах в частности. Впервые журналисты увидели ее растерянной на брифинге, посвященном ситуации, которая сложилась в армии в результате монетизации льгот.

Такой закон нужен, в этом сомнений нет, заявила начальник службы экономики и финансов министерства. Ведь значительная часть льгот, таких, например, как право военнослужащих на получение части госсобственности в процессе приватизации или, допустим, беспроцентного кредита в банке, - были раньше не больше чем декларацией.
С этим нельзя не согласиться. Но реализация идеи вызывает все же пока больше вопросов, чем ответов.
Напомним: накануне генерал-полковник Валерий Миронов, до увольнения в запас несколько лет занимавший должность заместителя министра обороны и тоже знающий проблему не понаслышке, обнародовал расчеты военных экономистов: в результате монетизации каждый офицер в среднем за год потеряет порядка 20 тысяч рублей. Несложные арифметические расчеты показывают, что командир ротного звена, получающий в месяц 5-7 тысяч рублей, вместе с тринадцатой зарплатой и отпускными имеет годовой доход в пределах 80 с небольшим тысяч. И четвертую часть, как выясняется, "съедает" пресловутый закон N 122. Валерию Миронову вторит генерал Владимир Шаманов, ныне занимающий должность советника премьер-министра. По его словам, 28 процентов семей военнослужащих живут за чертой бедности, тогда как в целом по стране эта цифра составляет около 20 процентов. Предложенные взамен отмененных льгот деньги абсолютно не компенсируют фактические потери военных. В январе Минобороны направило в обе палаты Федерального Собрания данные социологических исследований, проведенных им в течение месяца. Оказалось, что более 80 процентов офицерского состава негативно относятся к закону о монетизации.
Это понимает и руководство страны. Резкое заявление главы государства, потребовавшего от руководителя Минфина Алексея Кудрина в ближайшее время увеличить не на десять, как предлагали правительственные финансисты, а минимум на двадцать процентов денежное довольствие военнослужащих, говорит само за себя. Однако, как призналась Любовь Куделина, в смете Минобороны на текущий год эти деньги не предусмотрены. Надежда на дополнительные доходы казны. Стабилизационный фонд уже превысил неприкосновенные 500 миллиардов рублей. Рассчитывать можно только на государственную "заначку", но какая ее часть достанется Министерству обороны, пока не знает никто. Поэтому можно понять положение военных финансистов, которые поручение президента исполнить обязаны, но за счет каких средств - понятия не имеют и гадают: то ли базовую зарплату офицерам поднимать, то ли установить ежемесячные премиальные, которые призваны компенсировать "льготные" потери...
В Минобороны, как стало известно корреспонденту "Труда", склоняются ко второму варианту. Казалось бы, какая разница, в каком виде получать долгожданный рубль? Но не все просто. Оказывается, увеличивать в равной доле всем людям в погонах оклады по должности и званию уже просто неудобно, поскольку тогда разрыв между министерскими сотрудниками и теми, кто несет свою службу в войсках, станет просто неприличным. Дело в том, что с октября прошлого года центральный аппарат силовых структур получил ежемесячные премиальные, значительно превышающие основной оклад. Войсковым же офицерам не добавили ни копейки. И второй сюрприз нашего законодательства. Все эти надбавки никак не влияют на пенсии тех, кому завтра предстоит увольняться с военной службы. Равно как и тех, кто уже пребывает в запасе или отставке. Военные пенсионеры оказались единственной категорией граждан, которые не получат в ходе монетизации компенсации.
В январских митингах протеста не было ни одного человека в погонах. Им не позволяют так поступать ни закон, ни тот неписаный кодекс чести, дух и букву которого, слава Богу, еще соблюдает офицерский корпус. Но у военных пенсионеров терпение тоже на пределе. На днях Союз ветеранов воздушно-десантных войск и спецназа устами своего руководителя (тоже бывшего зам.министра обороны, только СССР) генерал-полковника запаса Владислава Ачалова объявил, что в феврале проводит в Москве съезд, на котором будет выработана тактика защиты социальных прав людей, посвятивших свою жизнь защите Отечества. Это, по оценке генерала, вместе с семьями более 10 миллионов человек.
В руководстве Минобороны заявляют: пока из войск не поступало прямых сигналов о том, что снижение уровня социальной защищенности военных вызовет массовые увольнения молодых офицеров. Для успокоения им гарантируют в январе выплату всех премий и вознаграждений по итогам года. Но давайте не будем забывать, что и до отмены льгот несколько тысяч лейтенантов ежегодно пишут рапорта на увольнение. Не хотелось бы зацикливаться на сугубо денежных вопросах, но даже отмена продпайка в натуральной форме никак не стимулирует лейтенантов и капитанов к дальнейшей службе. Ибо 20 рублей в сутки, а в месяц это будет 600 рублей, и в половину не компенсируют стоимость тех продуктов, которые молодые офицерские семьи получали в своих гарнизонах. В Минобороны сейчас подсчитывают: если компенсации за продпаек довести до уровня социальной справедливости, то окажется под угрозой программа перевооружения армии. Какое из двух зол выберут?