ПАСТУХ В БЕСКОЗЫРКЕ

Когда выпускника Санкт-Петербургского колледжа телекоммуникаций Сергея Михайлова призвали служить на Балтийский флот, он надеялся вкусить морской романтики, мечтал о боевых кораблях. Но реальность оказалась прозаичной. Матроса с водительскими правами назначили на должность сугубо береговую - водителем служебной машины командира тыловой части. Хранение и ремонт материально-технических средств - так можно определить назначение этого подразделения, расположенного в пригороде Калининграда.

Водительскими обязанностями, однако, дело не ограничилось. Единственному в сокращенной до крайних пределов воинской части матросу срочной службы командир поручил заодно трудиться и в подсобном хозяйстве. Оно оказалось немаленьким - кролики, овцы. Немаловажная деталь: хотя живность располагалась на охраняемой территории, фактически принадлежала она лично предприимчивому подполковнику К. Так Сергей, по сути, оказался батраком у весьма неласкового хозяина.
Угодить ему Михайлов не смог, хотя и старался - кормил стадо, поил, убирал навоз... Случалось, к примеру, что за промахи в неведомом для солдата сельском хозяйстве командир осыпал его отборным матом. "Он так ругался, что я потом долго не мог прийти в себя", - рассказывает матрос. А однажды, когда животновод-водитель в бескозырке не смог совладать с овцами, то получил от подполковника удар по лицу. Физически крепкий командир постоянно унижал щуплого подчиненного. Когда офицер стал кидаться на него даже во время поездок по городу, Сергей понял, что терпеть издевательства дальше нельзя. Срывался-то подполковник по малейшему поводу. В тот раз не смог справиться с раздражением, которое было вызвано недолжным, по его мнению, содержанием автомобиля. Тряпка для вытирания стекол показалась слишком маленькой...
Но куда податься матросу в незнакомом городе? О том, что военная прокуратура Балтфлота круглосуточно принимает жалобы от военнослужащих на неправомерные действия командиров или сослуживцев, Михайлов не знал: об обязательном для размещения на территории воинских частей телефоне доверия командир не распространялся. Почему бы, кстати, эти сведения не сообщать призывникам еще в "учебке"? Тогда Сергею не пришлось бы звонить маме в Новгородскую область, а той ломать голову, как спасать сына. Но адрес тамошнего комитета солдатских матерей она все же узнала и сообщила Сергею.
Утром вконец затравленный матрос переоделся в раздобытую где-то "гражданку", перелез через ограду, сел на автобус и добрался до указанного мамой адреса. Оттуда его направили в прокуратуру.
Там и определили ближайшую судьбу - уже вечером матрос Михайлов продолжал службу на новом месте. Безотлагательная проверка его заявления подтвердила обоснованность жалобы. По требованию военного прокурора командующий Балтийским флотом адмирал Валуев отстранил горе-командира от должности. Сейчас рассматривается вопрос об его увольнении из Вооруженных сил. Против подполковника возбуждено уголовное дело.
О том, что проблема неуставных отношений на Балтике остается острой, свидетельствует такой факт: только в 2004 году на флоте рассмотрено более 1500 заявлений и жалоб военнослужащих на противоправные действия по отношению к ним со стороны должностных лиц, в том числе командиров. Более 500 стали предметом рассмотрения в военных судах. И лишь в 33 случаях требования заявителей об ущемлении их законных прав признаны неправомерными.