08 декабря 2016г.
МОСКВА 
-3...-5°C
ПРОБКИ
3
БАЛЛА
КУРСЫ   $ 63.39   € 68.25
НЕФТЬ  +1.73%   44.76

ФУНДАМЕНТ CОЮЗА ПОКА В ТРЕЩИНАХ

Севрюков Валерий
Опубликовано 01:01 28 Января 2005г.
В 1999 году Белоруссия и Россия подписали Договор о создании Союзного государства. Однако по ряду причин так и не принят Конституционный акт, необходимый для его законодательного закрепления. О проблемах союзного строительства в беседе с корреспондентом "Труда" размышляет депутат Госдумы, член Парламентского собрания Союза Белоруссии и России Геннадий СЕЛЕЗНЕВ.

- Геннадий Николаевич, прежде всего: насколько Россия и Белоруссия продвинулись в создании Союзного государства?
- Определенно могу сказать, что мы во многом продвинули свои отношения дальше, чем с другими странами СНГ. У нас есть единое таможенное пространство, не нужны визы для поездок друг к другу, существует единое образовательное поле, есть также общий трудовой рынок.
- Почему же реализация союзного договора в целом буксует? Чем это вызвано?
- До сих пор не сделано самого главного - не приняты основополагающие политические документы, прежде всего Конституционный акт, не проведены референдумы. Только в первом чтении принят закон о выборах депутатов в двухпалатный парламент. А в минувшем году мы вообще топтались на месте. Несмотря на то, что был своевременно принят бюджет Союзного государства, исполнительные органы приступили к его реализации только в октябре. Это тревожный сигнал. Вскоре союзное правительство обсудит бюджет 2005 года, а затем представит его парламентскому собранию. Мы не хотим повторять опыт 2004-го, надеемся, что в этом году бюджет заработает нормально.
- Выходит, Высший государственный совет Союзного государства недостаточно эффективно регулирует эти процессы? Или есть другие причины?
- Графики проведения заседаний Госсовета давно нарушаются. В прошлом году их вообще не было. Я - бывший председатель комиссии Конституционного акта, поэтому не могу за это отвечать. Комиссия по подготовке Конституционного акта больше года назад закончила работу над соответствующими материалами, но дело так и не двигается с места.
- Так все же кто, на ваш взгляд, виноват в таком положении дел?
- С моей точки зрения, мы оказались в этой ситуации по вине российских исполнительных властей. Ведь белорусской стороне было заявлено, что в первую очередь ей надо решить вопрос о единой валюте, а затем уж заниматься остальным, и, естественно, в Минске такая постановка вопроса вызвала недоумение. Пример того же Евросоюза показывает: в ряде стран к введению единой валюты шли больше семи лет. И после проведения референдумов ряд стран ЕС так и не перешел на евро. Однако никто не говорит, что Евросоюза нет.
- Вы хотите сказать, что финансово-экономические аспекты слишком превалируют над политическими?
- Думаю, что создание Союза буксует все-таки больше по политическим мотивам. Российское правительство активно ведет переговоры со Всемирной торговой организацией, а это не только торгово-коммерческая, но еще и влиятельная политическая структура. Уверен: именно ВТО, так же, как ЕС и США, не хочет создания Союза Белоруссии и России. А если уточнить - укрепления и развития экономики России и ее партнеров.
Но и финансовые проблемы тоже весьма непросты. В частности, белорусов настораживает несогласованность точек зрения на работу эмиссионного центра. Здесь должны быть честные, понятные, прозрачные отношения. Даже если единый эмиссионный центр находится в Москве, то система принятия решений должна быть согласованной. Возможно, даже с правом вето на те или иные решения. Однако российская сторона не хочет разрабатывать такие инструменты, которые позволили бы каждой из стран без опаски действовать на финансовом рынке, когда будет работать единая валюта. Но и в нынешней форме - с белорусскими и российскими рублями - вполне можно работать. У нас огромный товарооборот, который по итогам года составил 15 млрд. долларов. Больше товарооборот только с Германией.
- А Украина? С ней у России тоже прочные экономические связи. Вы, кстати, говорили, что она может укрепить Союз, став его "третьим углом". А что теперь, после победы Виктора Ющенко?
- Все мы увидели, как США и ЕС вмешивались в президентские выборы в Украине, сколько незаконных действий совершила "оранжевая" оппозиция. Ситуация показала нашим народам, что, пока мы разрознены, на нас могут слишком активно влиять и США, и Евросоюз. Думаю, можно ожидать подобного давления на Молдавию, Армению, Белоруссию. Возможно, придет время, когда будет сделана аналогичная попытка и в отношении России. События в Украине должны открыть нам глаза. Если Россия и Белоруссия будут вместе, то с нами такого никогда не случится. Об этом говорят многие.
- В том числе и в российской исполнительной власти?
- К сожалению, нет. Вопрос вот в чем. Как только в Белоруссии провели референдум, разрешивший Александру Лукашенко идти на третий президентский срок, американцы, ЕС сразу стали выдвигать против республики всевозможные санкции. Белорусскому руководству запрещены поездки в США, Европу. Звучат угрозы введения торговых санкций. Западные эмиссары указывают, что если будет создан наш Союз, то все санкции против Белоруссии затронут и Россию. Такое недоброжелательное отношение "принимают к сведению" в российском правительстве.
- То есть вы считаете ошибочной позицию наших чиновников, учитывающих западную точку зрения?
- Все мнения надо принимать во внимание. Вопрос в том, какие выводы из этого делать. В правительстве хорошо знают, что Западу не нужен наш Союз. Публично об этом ничего не говорится, однако делается все, что подсказывают западные партнеры. В итоге главным тормозом стало то, что российское правительство в 2004 году так внятно и не признало, нужен ли Союз, сделаны ли для этого какие-то конкретные шаги? А ведь у нас есть полномасштабная программа до 2008 года, включающая развитие интеграции отраслей, совместную работу коллегий наших министерств и т. д. Этот план никто не отменял, но сегодня он под сукном.
- Но есть и такая точка зрения: создание Союза тормозится потому, что Лукашенко не приемлет российского опыта рыночных реформ. И вообще, мол, обращается к идее объединения якобы только тогда, когда речь заходит о продлении его политического долголетия.
- Еще два года назад я, возможно, согласился бы с подобными утверждениями. Однако сегодня тема Союзного государства не является козырной для Лукашенко. Главным аргументом в его пользу стало то, что экономика Белоруссии находится на подъеме, уровень жизни людей растет, безработица несравнимо меньше российской, да и теневой бизнес намного слабее нашего. При этом в Белоруссию активно идут западные инвестиции, собственно, как и в коммунистический Китай, где есть стабильность и политические гарантии для бизнеса. Поэтому Лукашенко говорит о Союзе уже не как о цели своей жизни, а как о будущем республики, в связи с перспективами дальнейшего развития ее экономики. Он понимает, что главным политическим и стратегическим партнером для страны остается Россия. Хотя надо признать, что белорусы действительно очень осторожно относятся к нашему опыту рыночных реформ, не хотят повторять ошибок. Там не приветствуют тот курс, который постоянно навязывается российскими либералами. В Белоруссии государство не отстраняется от вопросов управления промышленной экономикой, там нет так называемых "обвальных" отраслей. В то же время вполне нормально развиваются процессы приватизации, например, в мелких секторах сферы обслуживания. Средняя зарплата в России составляет около 7 тысяч рублей, а в Белоруссии более 5 тысяч, но покупательная возможность белорусского рубля выше.
- Так победит ли здравый смысл, который говорит: нельзя отказываться от Союзного государства?
- Холодный дождь на нас уже пролился. Период "застоя" показал, как можно бездействием ослабить наши отношения. Мы должны пересмотреть подходы к отношениям не только с Белоруссией, но и с другими странами СНГ. Более близкие союзники у нас вряд ли будут. "Трещины" необходимо цементировать, а не вбивать в них клинья. Пока мы только декларируем хорошие цели, но не создаем механизмов их достижения. Я убежден, что в наступившем году наша исполнительная власть изменит отношение к вопросам строительства Союзного государства. Мы не можем терять друзей, соратников и партнеров вокруг российской границы.


Loading...



В ГД внесли законопроект о декриминализации побоев родственников