«Меня раздавили как букашку...»

 Исповедь москвички, семь лет назад начавшей свое дело. И вынужденной сегодня поставить на нем крест

О том, что человеку, затеявшему свой малый бизнес, живется трудно, знают все – от президента до дворника. Но тут важны детали! Автор этого послания – Наталья Николаевна Бармичева, простая москвичка. Женщина откровенно рассказала о своем предпринимательском опыте, обойдясь при этом без крика и пафоса. Но из подробностей отчетливо видишь, как бесконечные барьеры и без конца меняющиеся правила игры просто не дают встать на ноги даже очень трудолюбивому и целеустремленному человеку.


- Итак, через два месяца мне исполнится 57 лет. Я уже дважды пенсионерка. Первый раз – с 45 лет, когда вышла на военную пенсию. У меня не было высшего образования, поэтому на высокую должность после 25 лет работы в структурах Минобороны я не очень-то рассчитывала. Несколько лет была просто домохозяйкой. Хозяйство обыкновенное: муж, двое детей, летом выезды на дачу. Потом дети выросли, и мы остались с мужем вдвоем. В наших отношениях давно наметилась трещина, а тут они окончательно разладились. В общем, развелись, прожив 30 лет вместе. Муж вскоре женился, ну а мне нужно было жить дальше.

Я устроилась на работу в супермаркет. В 50 лет только там тебя и готовы принять. Наступив себе на горло, стала работать кассиром. Через полтора года меня сделали администратором, а это хорошая школа руководящей работы и важный опыт. Я увидела изнанку торговли и людей. Все время ловила себя на мысли: была бы хозяйкой – это сделала бы по-другому, здесь переставила бы, а от этого вообще надо избавляться...

И вот в 2007 году нашлась женщина, которая подбила меня от таких мечтаний перейти к делу: открыть салон цветов. Думаю, без нее я бы на авантюру не решилась, но ее энергия и уверенность помогли мне преодолеть страхи. Я окончила курсы флористики, и тут нам удачно подвернулся под руку интересный вариант: большое помещение в метро, недорого, но рядом с закрытым выходом. В тупике. Подумали и решили: надо брать в аренду. Это было как прыжок в бездну.

Вот так выглядит салон "Марусин полисад" снаружи. Фото автора

 

Наш салон мы назвали «Марусин палисад». На первое время у меня после развода оставались небольшие деньги. Правда, закончились они очень быстро, а доход бизнес никак не приносил. Теперь я знаю, что поначалу наделала кучу ошибок. Ведь мне всему приходилось учиться: определять, какие букеты в ходу, подбирать сотрудников, искать поставщиков... Но решила не сдаваться: силы есть, желание тоже. Работала каждый день с утра до позднего вечера. Научилась делать букеты, которые нравятся с первого взгляда. Правильно разговаривать с покупателями (о, это целая наука, тема для отдельного разговора!). Сама ездила за цветами на базы – иначе получишь нечто не первой свежести. Кое-как сводила концы с концами, но руки не опускала. Обычная жизнь обычного малого предпринимателя...

Поток покупателей постепенно рос, появились и постоянные клиенты. С некоторыми я теперь знакома, знаю об их семьях и событиях в жизни. Ведь почти для любого повода, радостного или печального, нужны цветы. Бизнес – это как езда на велосипеде: надо постоянно крутить педали, двигаться, иначе упадешь. Вот и я старалась изо всех сил. Пришлось продать гараж, а потом еще взять кредит на развитие: чтобы увеличить объем товара, поставить холодильник. И дело пошло.

А полтора года назад в нашем тупике забрезжил свет: открыли выход после долгого ремонта. Теперь в мой салончик заходили не только пешеходы, но и автомобилисты. Старые клиенты тоже радовались: «Ничего себе! У вас уже салон, да еще с канарейкой!» К тому же всех удивляло, что мы принимали к оплате карточки, что редкость для метро. После того как открыли выход, я наняла четырех сотрудников, которые работали в две смены, а сама сосредоточилась на поставках и административных вопросах. Для повышения мобильности освоила скутер – на двух колесах летом в Москве можно успеть куда больше, чем на четырех. К слову, оформила своих сотрудников я по закону, хотя все знакомые говорили: «Не будь белой вороной – уходи в тень. В малом бизнесе по правилам никто не работает, иначе прогоришь!» Но я как раз хотела, чтобы все было по-честному, как того требует государство.

Наталья Николаевна и столь милая сердцам посетителей магазина канарейка. Фото автора

 

В конце декабря 2013 года мне сообщили, что стоимость аренды поднимают с февраля в пять раз. Оказалось, что изменены ставки, и компания – посредник между мной и метрополитеном увеличила тарифы. Это был шок. Мне нужно было собрать аренду за один месяц, и это при том, что половина января – это праздники, после которых, как известно, мало у кого из горожан остаются деньги. Все ждут первой зарплаты, и тут уж не до цветов... Ревела неделю. Потом взяла в себя в руки. Впереди февраль, потом март, а для цветочников это главные месяцы в году. В это время мы зарабатываем большую часть денег за год. Однако за пару дней до Нового года меня огорошили окончательно: с февраля меня закрывают. Потому что компания-посредник отказывается от этого места. Они готовы мне переуступить право прямой аренды с метрополитеном, но когда я узнала стоимость, то пошатнулась: полмиллиона рублей в месяц! Я представить себе не могу, чем можно торговать в метро, чтобы за 30 дней заработать только на аренду. Разве что наркотиками.

В общем, мой бизнес рухнул. Искать новое место, снова по зернышку собирать клиентуру? На новый круг у меня ни сил, ни желания не остается. Да и где гарантии, что на новом месте меня не догонят чиновники с дубиной? Надеялась, что мне разрешат отработать хотя бы февраль – март на приемлемых условиях, хоть какой-то переходный период, чтобы сотрудникам помочь с трудоустройством. Но нет, не разрешили. Хотите – работайте, был ответ, но 500 тысяч в месяц выложите да положите. Конечно же, обращалась за помощью к чиновникам, к бизнес-омбудсмену, в метрополитен. Со мной все вежливо говорили, сочувствовали – но, увы, никто не смог помочь. Получается, что меня просто не заметили и раздавили как букашку.

Что в сухом остатке? Остаюсь с долгом, самые прибыльные февраль и март пролетят мимо меня, а летом открывать цветочный магазин – это просто самоубийство. Да и денег-то на новое дело практически нет, и где их брать, не представляю. Недавно прочитала, что, по опросам, в России остается уже меньше 10% тех, кто хотел бы открыть свое дело. Как показал мой опыт, скептики правы, а энтузиастов лет через пять вытравят вовсе.