Между Россией и НАТО появилась «линия фронта»

Помощник главы Госдепа США Виктория Нуланд призвала европейских союзников создать силы быстрого реагирования в «прифронтовых» странах и не увиливать от взносов на общую оборону

Виктория Нуланд, помощник госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии, выступила в среду, 28 января с заявлением о том, что Североатлантическому альянсу необходимо создать новые командные пункты в ряде европейских государств и развернуть там силы быстрого реагирования. Представительница американского внешнедипломатического ведомства отметила, что речь идет о шести странах-участницах НАТО, которые, по ее выражению, находятся «на линии фронта».

«Мы должны как можно скорее создать командные центры и центры контроля во всех шести странах, находящихся на линии фронта, - призвала Нуланд в ходе своего выступления в исследовательском институте Брукингс. - Нам следует выполнять взаимные обязательства, - добавила она. - Все страны НАТО должны внести вклад в создание новых сил быстрого реагирования, которые могут быстро отвечать на вызовы в проблемных точках».

Медленное, но верное продвижение на восток

В каких именно государствах появятся силы быстрого реагирования и командные пункты, дипломат не уточнила. Однако обозреватели сошлись во мнениях, что Нуланд имеет в виду страны, граничащие с Украиной. Таких государств на самом деле семь: это Белоруссия, Молдавия, Польша, Румыния, Словакия, Венгрия и Россия. Из них четыре западных страны, не входивших ранее в состав Советского Союза, теперь являются членами Альянса.

Попутно Нуланд подчеркнула, что НАТО – организация оборонительная: ее цель – «сдерживать агрессию». «Однако, если это не сработает, мы должны быть готовы», - добавила помощница госсекретаря.

Также дипломат отметила, что каждая из стран-союзников Альянса обязана вносить свой вклад в расходах на оборону. Некоторые же правительства, вместо того чтобы добросовестно выполнять обязательства по взносам в организацию, «уже готовы соскользнуть с крючка», - посетовала Нуланд.

Обозреватели отмечают, что с начала вооруженного противостояния на Украине НАТО постепенно наращивает свое присутствие в прибалтийских государствах и в и Восточной Европе. К примеру, в Латвию не далее чем в сентябре «для проведения учений со странами НАТО» прибыли офицеры Соединенных Штатов и американская военная техника. Расположились они на базе в двух сотнях километров от границы с РФ; как долго они будут там находиться, неизвестно.

На прошлой неделе генеральный секретарь Альянса Йенс Столтенберг сообщил, что североатлантический блок собирается разворачивать контрольные и командные центры в восточноевропейских странах – Румынии, Болгарии, Прибалтике и Польше. А накануне, 27 января, в Брюсселе прошло совещание совместной рабочей группы Украина – НАТО. На нем обсуждались вопросы военной реформы и вступления Украины в Альянс.

Украинскую делегацию на встрече возглавлял заместитель секретаря СНБО, генерал-полковник Михаил Коваль. Он рассказал о текущей ситуации в стране, о наращивании обороноспособности Украины и результатах сотрудничества с Альянсом на нынешнем этапе. Учитывая недавно принятое властями Украины решение об отказе от политики внеблоковости, страна намерена активизировать сотрудничество с НАТО. Тем не менее, подчеркнул Коваль, вопрос о вступлении в организацию станет актуальным лишь после того, как в стране будут успешно проведены системные реформы, а население выскажется по этому вопросу на общеукраинском референдуме.

Диалог о желательности диалога

Наряду с этим на прошлой неделе, 22 января, американский генерал Филип Бридлав, возглавляющий командование Объединенных сил НАТО в Европе, заявил о  готовности возобновить контакты с начальником российского Генерального штаба Вооруженных сил, генералом Валерием Герасимовым.

«Да, мы много говорили о том, как нам возобновить коммуникацию, связи с высокопоставленными военными представителями в России важны, - сообщил Бридлав. - У меня была открыта линия коммуникаций, я говорил с генералом даже после вторжения в Крым».

Не секрет, что в связи с ситуацией на Украине отношения РФ и НАТО сильно ухудшились. В апреле прошлого года руководство альянса решило приостановить любое военное и гражданское сотрудничество с Россией. Однако позднее Йенс Столтенберг, сменивший Андерса Фога Расмуссена на посту генсека Альянса, заявил что, НАТО желает выстроить с Россией «конструктивные отношения» и не пытается идти по пути конфронтации.

Отношения между РФ и НАТО были установлены в 1991 году; три года спустя Москва стала принимать участие в программе «Партнерство ради мира». В 1997-м стороны подписали «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности».