Российские спецслужбы и египетские правоохранители установили личности террористов, заминировавших и взорвавших 31 октября 2015 года аэробус А321 российской авиакомпании «Когалымавиа» над Синайским полуостровом.
По мнению следователей, бомбу на борт пронес грузчик аэропорта, из которого отправлялся самолет. В ходе расследования было установлено, что подозреваемый был принят в штат аэропорта Шарм-эль-Шейха незадолго до теракта. На собеседовании мужчина претендовал на вакансию грузчика, и в результате ему доверили загружать багаж пассажиров.
Правоохранители установили, что бомба не была спрятана в сумку: злоумышленники «оформили» ее как небольшой сверток. Сразу после минирования лайнера террорист бежал из аэропорта, а затем выехал за пределы Египта. В последний раз, по данным спецслужб, мужчину видели на территории Турции, после чего его следы потерялись.
Помимо грузчика-подрывника, спецслужбами разыскиваются еще 5 человек, которые, по мнению следствия, имеют отношение к подготовке и осуществлению теракта.
«Здесь я вам ничего не могу сказать»
Информацию об установлении личностей вероятных злоумышленников прокомментировал пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков.
«Здесь я вам ничего не могу сказать, - заявил он в разговоре с журналистами. – Это, наверное, нужно все-таки интересоваться у спецслужб. По Египту, вы знаете, работа ведется нашими соответствующими представителями и их египетскими коллегами», - отметил он.
По словам представителя Кремля, сейчас ведется работа по созданию дополнительных условий безопасности, которые позволят возобновить авиасообщение с Египтом.
«С самого начала, когда было приостановлено авиасообщение, было сказано, что оно приостанавливается до того момента, как будут созданы необходимые условия безопасности для наших граждан. Поэтому работа для достижения этого ведется», — пояснил он.
Полет в страну Осириса
Airbus 321 авиакомпании «Когалымавиа» вылетел в свой последний рейс ранним утром 31 октября. На борту весьма немолодого самолета – лайнер отлетал уже 18 лет – находились 224 человека, в том числе 25 детей и семеро членов экипажа.
Полет продолжался всего 21 минуту: набрав высоту 10 210 метров, лайнер начал падать. Передача данных с трансбордера прекратилась через минуту после начала снижения. К тому времени самолет находился на высоте 8 649 метров; его линейная скорость упала с 748 до 172 км/час.
Обломки аэробуса египетские поисково-спасательные команды обнаружили в провинции Северный Синай, в 50 километрах от города Нехель.
Эта катастрофа стала крупнейшей в истории российской гражданской авиации. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
Техническая гипотеза
Первоначально ни в России, ни в Египте версия о теракте не рассматривалась в качестве приоритетной. Российские эксперты и обозреватели обращали внимание на возраст лайнера: за 18 лет его нахождения в эксплуатации его владельцами успели побывать ливанские, сирийские, саудовские и турецкие авиакомпании. В 2001-м самолет совершил жесткую посадку в аэропорту Каира. Удар о взлетную полосу был таким жестким, что привел к деформации корпуса. Этот дефект так и не удалось исправить, в итоге самолет летал с ухудшенными летными характеристиками.
Российские СМИ писали, что у летчиков возникали претензии к работе двигателей, а стюардессы читали молитвы, поднимаясь по трапу аэробуса. Ставить версию о теракте на первое место поначалу отказывались и египтяне.
Исламистский след, британские подсказки
В отличие от РФ и Египта, Британия и в меньшей степени США с самого начала утверждали, что речь идет об умышленном уничтожении самолета. Американцы заявили, что спутник-шпион зафиксировал две странные вспышки на борту перед падением лайнера. Ваариант с попаданием ракеты Пентагон исключил, так как спутниковые камеры засекли бы момент пуска и тепловой след. По мнению военных, имел место взрыв в двигателе.
Британцы же пошли дальше заокеанских кузенов, и уже 5 ноября распорядились начать эвакуацию своих граждан из Египта. Российские власти «дозрели» до аналогичного решения только трое суток спустя.
На следующий день после начала эвакуации россиян британский таблоид Sunday Times опубликовал материал, где назвал имя террориста, давшего распоряжение взорвать самолет. По данным издания, ссылавшегося на источники в спецслужбах, за подготовкой теракта стоит египетский проповедник Абу Усама аль-Масри, возглавляющий синайское отделение террористического движения «Исламское государство», запрещенного в РФ по решению суда. «Представители Уайтхолла подтвердили на выходных, что Масри является личностью, вызывающей интерес у следствия», – писал таблоид.
Москва отнеслась к подсказкам Лондона прохладно, Египет и вовсе яростно пытался оспорить британские «сливы». «Данные, которые публикуются в новостях и сообщениях ряда средств массовой информации и агентств со ссылкой на анонимные источники, которые, как утверждается, являются членами комиссии, неверны и не подготовлены ею», – заявил глава комиссии по расследованию причин крушения А321 Айман аль-Мукаддам.
Однако 17 ноября были готовы результаты химической экспертизы, проводившейся в России. ФСБ была вынуждена признать, что на вещах пассажиров и элементах внутренней обшивки обнаружены следы взрывчатки. Версия теракта стала безальтернативной.
К этому времени Москва уже приостановила авиасообщение с Египтом, россияне массово покидали отели. На этом фоне Британия предложила помощь своей разведки в расследовании инцидента, и выступила с инициативой послать в Египет SAS, с целью найти и уничтожить террористов, взорвавших российский самолет.
Осведомленность британских спецслужб и живой интерес лондонских политиков к ходу расследования произвел неоднозначное впечатление на многих обозревателей. По мнению некоторых, английские спецслужбы могут знать о подготовке теракта больше, чем говорят, и, возможно, преследуют некие собственные цели, стремясь принять участие в расследовании.