«Орел» встретился со «Слоном»

Камерный, но достойный фильм Алексея Федорченко «Война Анны» был признан лучшей российской картиной года. Кадр с сайта kinopoisk.ru
Дмитрий Кузнецов
16:13 28 Января 2019г.
Опубликовано 16:13 28 Января 2019г.

В конце минувшей недели на Мосфильме прошла церемония вручения кинопремии «Золотой Орел»


25 января Академия кинематографических искусств и наук в семнадцатый раз вручила свои призы российским фильмам, которые вышли в прокат в прошлом году (точнее, до 1 ноября 2018 года).

В этом году в большинстве номинаций «Золотого Орла» состязались всего три фильма: спортивная драма «Движение вверх», молодежная мелодрама «Лед» и полубиографическая драма «История одного назначения». Иногда к конкурсу подключались ужастики из трилогии «Гоголь», фильм-катастрофа «Спитак», а на финальном этапе борьбы за главные награды (за режиссуру и лучший фильм) у фаворитов возник неожиданный соперник в виде артхаусного фильма «Война Анны».

Такой однообразный состав номинантов немного удивляет—изначально для голосования жюри был предложен 51 фильм, и вспоминая прокат прошлого года, можно найти кандидатов, более достойных, скажем, чем «Лед» — довольно банальная, слезливая мелодрама со множеством штампов. Например, осталась незамеченной комедия молодого режиссера А. Нужного «Я худею», которая, если не по бюджету, то по свежести и оригинальности этот самый «Лед» намного превосходит.»Движение вверх» — тоже не бог весть какой шедевр, просто добротно сделанный фильм на заданную тему, рассчитанный на широкого зрителя и сделавший кассу. Фильм «История одного назначения», несмотря на благой замысел обличения бездушности властей (в основе — эпизод из жизни Л. Толстого), сам смотрится несколько искусственным и придуманным. Тем не менее, лента получила приз за лучший сценарий. Поднявшись за наградой, режиссер и автор сценария Авдотья Смирнова призналась, что очень хотела получить «Орла» лет 15 назад за фильм «Прогулка», а сейчас он для нее уже не так актуален. Она призвала членов Киноакадемии при распределении наград поменьше ориентироваться на прошлые заслуги и давать больше призов молодым авторам, поскольку поддержка в начале пути для них особенно важна.

С этим нельзя не согласиться. Среди награжденных были молодые актеры Александр Петров и Аглая Тарасова. Первый – уже довольно известный исполнитель, но подтверждение заслуг ему бы не помешало. К сожалению, А. Петров не получил награды за главную мужскую роль в кино, хотя фигурировал в этой номинации дважды, от двух картин, т.е. как бы соревновался сам с собой. Тем не менее, приз за лучшую мужскую роль достался Владимиру Машкову («Движение вверх»), и это было одной из неожиданностей церемонии. Зато А. Петров получил награду за лучшую мужскую роль на телевидении (сериал «Sпарта»). Приз А. Тарасовой за главную женскую роль (в фильме «Лед») кажется довольно спорным, ввиду бледности этой самой роли. Пожалуй, даже семилетняя Марта Козлова, попавшая в эту же номинацию, выглядит на экране более оригинальной, но, наверное, жюри решило не удивлять публику душещипательными решениями.

Главной неожиданностью оказалась вручение на последнем этапе церемонии главного приза за лучший фильм скромному и не очень раскрученному фильму Алексея Федорченко «Война Анны», где действует по сути один персонаж – девочка Анна, прячущаяся в камине, и вся война показана ее глазами. Незадолго до этого фильм получил награду Гильдии кинокритиков «Белый слон». Сам режиссер, поднявшись на сцену, пошутил, что не ожидал такой встречи «Слона» с «Орлом».

Кажется, публика, присутствовавшая на церемонии, была от души рада, что не все награды достались «Движению вверх» (фильм получил 5 наград, включая лучшую мужскую роль), а в решении жюри присутствовала какая-то изюминка. Кроме того, «Война Анны» получила приз за лучшую режиссуру, т.е. фильм взял две основные награды. Это говорит о признании киноакадемиками таланта Алексея Федорченко, который на данный момент является одним из самых самобытных наших режиссеров, имеющих свежий взгляд на мир и оригинальный художественный подход.

Коротко о других наградах: приз за лучшую женскую роль на телевидении получила Анна Михалкова (триллер «Обычная женщина»). По этому поводу она пошутила, что из всех родственников только ее папа посмотрел сериал полностью, и поблагодарила режиссера Б. Хлебникова за то, что тот разглядел в ней родительские гены. Лучшим телевизионным мини-сериалом была признана «Sпарта», которая, оказывается, была снята давно и 5 лет ждала своего часа. Лучшим сериалом в категории «свыше 10 серий» оказалась экранизация «Хождения по мукам».

Специальной награды за вклад в российский кинематограф удостоился актер Василий Лановой, который отметил в этом году свой 85-летний юбилей. Зал приветствовал его выход на сцену стоя.

Призом за лучший анимационный фильм был отмечен «долгострой» «Гофманиада» — полнометражный кукольный мультфильм по сказкам Гофмана, на создание которого ушло 17 лет (режиссер Станислав Соколов).

Приз за лучшую роль второго плана получили Светлана Ходченкова («Довлатов») и Кирилл Зайцев («Движение вверх»). Приз за лучшую операторскую работу и лучший монтаж тоже достался «Движению вверх».Приза за лучший зарубежный фильм в российском прокате был вручен прокатчикам картины «Три билборда на границе Эббинга, Миссури».

Таковы оказались итоги 17-го «Золотого Орла». Возможно, через год академики прислушаются к словам Авдотьи Смирновой, ина новом «Орле» мы увидим большее разнообразие фильмов среди номинантов, а среди награжденных будет больше молодых талантов.

Наша справка: премия «Золотой Орел» учреждена Национальной Академией кинематографических искусств и наук России (президент Академии — В. Н. Наумов). Присуждается с 2002 года. Отбор по номинациям осуществляет экспертный совет. Премия присуждается по итогам голосования действительных членов и членов-корреспондентов, список которых можно найти на сайте Академии.




Треть россиян сталкиваются на работе с психологическим насилием, утверждают социологи. А вас эта проблема коснулась?