ГИПЕРМАРКЕТ - ВСЕНАРОДНЫЙ МАГАЗИН?

Много ли в Москве магазинов? По прежним, "советским" меркам - уйма: за последние десять лет их количество выросло как минимум вчетверо. Но и сегодня на 1000 жителей здесь приходится всего 20 квадратных метров торговых площадей (без учета рынков). Что несравнимо даже с Будапештом (131 кв.м), Прагой (141) или Варшавой (214). Не говоря уже о Лондоне (275), Мадриде (351) или Париже (398). Но этот разрыв уже быстро сокращается. Какие же магазины и для кого строятся в российской столице?

"Народных" магазинов с низкими ценами на товары, сеть которых правительство города пыталось создать специально для ветеранов и пенсионеров, больше открывать не будут. На смену им придут "всенародные". В соответствии с постановлением, подписанным Юрием Лужковым, к концу будущего года в столице откроется 126 супермаркетов новой системы СОРТС ("социально-ориентированная розничная торговая сеть"). Сооружением этой сети займутся иностранцы - ЗАО "Лондон Бридж Супермаркетс" вместе с нашими - Чертановским отделением Сбербанка. Мэрия уже распорядилась выделить под этот проект 80 нежилых помещений в аренду и передать не менее 20 земельных участков в районах массовой застройки.
От всех нынешних магазинов эти будут отличаться тем, каждый из них обязан иметь в бесперебойной продаже набор из ста социально значимых товаров (список будет утверждать департамент потребительского рынка), цены на которые должны быть ниже средних по городу. И каждый супермаркет системы СОРТС примет на обслуживание не менее 5 тысяч малоимущих москвичей, снабженных именными дисконтными картами, дающими дополнительную 10-процентную скидку на все товары. Умножаем 5000 человек на 126 супермаркетов - получается 630 000 "льготников", т.е. каждый четвертый столичный пенсионер. Увы, малоимущих в Москве значительно больше. Остальные по- прежнему пойдут на мелкооптовые рынки, где цены пока еще ниже "магазинных".
Но дополнительных рынков в столице не появится. Более того: в минувшем, 2000 году их стало на 34 меньше (в рамках "программы по упорядочению"). Тогда же 22 рынка реконструировали с последующим переименованием в торговые центры. В настоящее время модернизируются еще более 30 рынков. И недалек тот день, когда разномастным "шанхаям" из контейнеров и пластиковых палаток придет окончательный "капут".
- Зачем мне нужны все эти сверхдорогие "Седьмые континенты", "Рамсторы" и "Перекрестки", предназначенные для богачей? - возмущался буквально на днях позвонивший в редакцию читатель "Труда". - Оставьте нам, простому НАСЕЛЕНИЮ, рынки: с приличным выбором, "божескими" ценами, да и поторговаться там можно.
Может, он прав? Но вот некоторые цифры и факты. В прошлом году Госторгинспекция России за 9 месяцев (общих данных за год пока нет) напрочь забраковала или снизила в сортности 94,1 процента всех проинспектированных импортных мясных и мясо-растительных консервов. Доля забракованного мяса возросла с 29 процентов в 1999 году до 48,7 процента (почти половина!). Бракованного масла также оказалось почти половина - 49,4 процента, молочной продукции - треть (36,7 процента), рыбы - тоже треть (35,7 процента). В центре экономической конъюнктуры при правительстве РФ отмечают, что "в погоне за дешевой импортной продукцией коммерческие фирмы закупают в больших количествах некачественное продовольствие, а санитарный таможенный контроль зачастую оказывается недостаточно эффективным".
Так вот, в Москве почти весь этот брак обнаруживался именно на мелкооптовых рынках. И практически без претензий к качеству продовольственных товаров работают крупные магазины - супермаркеты и гипермаркеты.
Пока они, как правило, действительно дороже рынков, и москвичи "голосуют рублем" за дешевизну. Из общего продовольственного оборота столицы на долю рынков приходится 5 млрд. долларов в год, а на долю всех супермаркетов - лишь 600 млн. долларов. Но основная причина магазинной дороговизны - не в больших накладных расходах, которые якобы отсутствуют у рыночных торговцев. Супермаркеты имеют возможность держать достаточно высокие цены, потому что их мало, а покупателей много. Например, в Стамбуле на примерно равное с нами по численности население сегодня действуют более 600 гипермаркетов и супермаркетов - а в Москве их можно перечесть по пальцам. К тому же в российской столице пока мало не просто магазинов, а полноценных торговых сетей (когда каждая торговая компания владеет десятками магазинов - что минимизирует издержки). В этом случае и конкуренция становится по-настоящему жесткой, вынуждая продавца не только расширять ассортимент и повышать качество услуг, но и максимально снижать цены.
В Москве создание таких сетей уже начинается. Девятый гипермаркет в столице намерена открыть компания "Раменка", 23-й супермаркет откроет "Перекресток", а "Седьмой континент" к имеющимся 15 супермаркетам намерен добавить еще как минимум два, а также один гипермаркет.
Но самое главное - в Москву, похоже, всерьез и надолго приходит западный торговый капитал: о своих планах завоевания российского (и прежде всего московского) рынка продуктов питания объявили две крупнейшие германские фирмы. Одна из них уже в нынешнем году начнет строительство сети супермаркетов вдоль МКАД, а другая будет создавать дискаунтерную сеть из 100 магазинов в Москве и Санкт-Петербурге. (Что такое "дискаунтеры", жители столицы уже немного знают по магазинам "Мини-перекресток", "Дикси", "Копейка", "Продмак".)
Одновременно "наступление на Москву" готовит и область. В начале февраля известная французская компания, владеющая сотнями супермаркетов в самых разных странах мира, подписала с правительством Подмосковья соглашение о сотрудничестве в области организации гипермаркетов. Открытие первого из них намечено на конец нынешнего - начало 2002 года. Понятно, что сооружаться эти гипермаркеты тоже будут в непосредственной близости от МКАД, по соседству с крупными автомагистралями. Эта, уже получившая название "Губернское кольцо", будет включать в себя не менее двух десятков магазинов, классом не ниже "Рамстора".
Гипермаркет по определению должен быть массовым, "всенародным" магазином, иначе прогорит. Чем больше таких торговых комплексов появится в столице и рядом с ней, тем ожесточеннее они станут бороться за наши кошельки, в том числе за счет "щадящих" цен. Они будут ради этого снижать свои издержки, отыскивать и даже создавать новых оптовых поставщиков (ибо для нормальной работы сети российской розничной торговли нужно, чтобы 80-90 процентов товаров производилось в России). А это значит, что дополнительный стимул получит и отечественная промышленность как пищевая, так и другая.
Да, у нашего потребителя низкая покупательная способность: объем продаж на душу населения в 1999 году составил (в среднем по России) всего 222 евро. Для сравнения: в Литве - 937 евро, в Финляндии - 3945 евро, в Великобритании - 4635 евро, Швейцарии - 6620 евро. Но Москва все-таки побогаче "средней России"...
А любимые нами мелкооптовые рынки... Намного ли дешевле они уже сегодня? И останутся ли таковыми через пару-тройку лет, когда по числу супер- и гипермаркетов Москва приблизится хотя бы к Стамбулу?